zelenyikot (zelenyikot) wrote in engineering_ru,
zelenyikot
zelenyikot
engineering_ru

МАКС 2013 (фото на 50 мб)

В четверг довелось побывать на МАКСе 2013. Тогда была еще бизнес-часть выставки, поэтому мне удалось посмотреть экспозицию без рекордных толп, которые салон собрал в выходные.



Фотографий там сделал немало, и решил оформить их в новую форму фоторепортажа - в GIF. Кажется так можно лучше сформировать представление о макетах в павильонах и о фигурах высшего пилотажа в небе.

Дайте время на загрузку всех изображений, и приступим.

Территория авиасалона условно делится на три части: экспозиция на открытом поле - там стояли самолеты, вертолеты, системы ПВО и один дирижабль; закрытые павильоны - там представлялись производители комплектующих, оборудования, у Роскосмоса был свой павильон; и третья часть - поле для наблюдений за полетами.

На фото "Ресурса-П" я набросал примерную схему своего маршрута:



С погодой не повезло - было пасмурно, съемка под открытым небом не предвещала красочности, поэтому, в надежде, что распогодится, первым делом отправился в павильоны. (Как стало ясно через пару дней, мое "не повезло с погодой" не шло ни в какое сравнение с тем как людям не повезло с ней в субботу).

На подходе к павильонам, приветственно махали ладошками пролетающим самолетам, радары ПВО:

[ПВО]



Там были С-300, С-400, "Тунгуска", кажется "Буки", но я не фанат средств уничтожения себе подобных, поэтому не уделял им большого внимания.

Только вот такая хитрая штука, показалась забавной:

[Агат]


Представляю в какое грозное оружие можно превратить обычный контейнеровоз, если забить его такими "контейнерами".


Содержимое павильонов представляло интерес прежде всего для профессионалов, кто уже что-то строит авиакосмическое или собирается этим заняться, но там было на что посмотреть.

Современный перспективный вертолет Ка-62 (оказалось макет :( ).



Взгляд в кабину порадовал современным салоном с отсутствием десятков циферблатов всяких -ометров.



Ракетные детали нашлись еще до космического павильона.
Легендарный двигатель НК-33, который так и не добрался до Луны в составе ракеты Н1, но спустя сорок лет обрел вторую жизнь на американской частной ракете Antares.



А эти экспонаты - другой повод вспомнить частную космическую программу США.



Это продувочные макеты двух схем, которые могут стать достойным конкурентом для Grashopper компании SpaceX. Это два типа возвращаемых первых ступеней российской ракеты-носителя "Ангара". Во время запуска ракеты они должны работать как разгонные блоки, потом отсоединяться на высоте примерно 70 км, и совершать самолетную посадку на обычные аэродромы. Учитывая нынешнее развитие беспилотников, схема должна стать очень простым и элегантным способом снижения стоимости орбитальных запусков.

Вот так должна выглядеть полная ракетная сборка:

[Байкал]
Байкал


Судя по названию его посадка предполагалась где-то в районе озера Байкал, при условии пусков с Байконура.

Обычная "Ангара"


Проблема только в том, что "Кузнечик" Элона Маска уже во всю по Техасу прыгает, а у нас только макеты с выставки на выставку уж больше 10 лет возят. А ведь еще в 2001 году Олег Соколов, представитель центра имени Хруничева подчеркивал, что "Байкал" пользовался на авиакосмическом салоне «МАКС-2001» большим вниманием зарубежных специалистов:
"Практически мы завершили переговоры о разработке подобной ступени для ракеты-носителя Ариан-5 Европейского космического агентства, ведем переговоры с американскими фирмами Боинг и Локхид". Мда... а воз "Байкал" и ныне там.

"Энергия" привезла макет ППТС - перспективного корабля, который должен стать заменой "Союзу" и обеспечить возможность доставки экипажей до Луны and beyond.



Макет далек от достоверности, например сопла на корпусе - это наклейки. Для просмотра внутреннего интерьера была предусмотрена лесенка к входному люку, но у нее всегда дежурил специальный человек, который допускал к просмотру только специальных людей, в число которых я не входил.

Рядом макеты ракетных двигателей

[РД-180]


НПО Лавочкина продемонстрировало несколько макетов своих аппаратов, которые уже летают или готовятся к полету.

[НПОЛ]
Наш старый знакомый "Электро-Л"



"Радиоастрон"



А вот единственная ближайшая межпланетная надежда России - Луна-25. Раньше ей дали неудачное название "Луна-Глоб", но потом-таки отважились продолжить советскую нумерацию, признав преемственность с той эпохой.



На дальнем плане изображен - "Лунный полигон" - концепция автоматической исследовательской базы, которую вынашивают в НПОЛ.

Недавно стало известно, что запуск Луны-25 снова откладывается. Сначала про 2015 говорили, теперь уже "Не раньше 2016-го".


О ГЛОНАСС напоминало крайне мало экспонатов. Видимо до сих пор там все находятся под впечатлением недавнего запуска. Нашлась только вот такая аппаратура:



Исследовательский центр Келдыша представил макет своей передовой разработки - ядерного ракетолета.


Читабельная версия плаката

[Ракетолет]


Хотя правильнее его называть ионолет, поскольку ядерный реактор у него вырабатывает электричество, а им уже производится разгон рабочего тела в двигателях на ионной тяге. Но раз сами пишут "ракетолет", то и нам можно.


Пресытившись макетами, я отправился к стационарной выставке действующих моделей.

Начал с исторической части. Этот МиГ-3, насколько я знаю - полная рабочая реплика. Наверно, только боевого оружия не хватает. Но летает он точно.


На рабочий стол

Далее - отечественная гордость.

Су-35С


Гигант МиГ-31


Ми-28Н тоже хорош.


На рабочий стол

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50


На рабочий стол

Стратегический бомбардировщик Ту-95


На рабочий стол

ВМ-Т "Атлант", который возил элементы ракеты "Энергия" и "Буран".

[Атлант]




Вертолеты были представлены и в отдельной экспозиции

Ка-52

[Аллигатор]


Затем в небе раздался рев двигателей, и в воздухе появился европейский истребитель "Рафаль".



Началась летная программа, а значит пришло время идти на поле для наблюдений.
По пути посмотрел экземпляры малой авиации.



Эти автожиры напомнили легкие мотороллеры. К сожалению, цены пока значительно выше чем у мотоциклов.

А это обычный планер. Внимание привлек тот факт, что он привязан (!) к земле. Похоже его реально поднять в воздух сильным порывом ветра.



Производители беспилотников, кажется черпают вдохновение в книге "Секретные проекты Гитлера":









Пока я шел к полю, в небе крутился Ми-24ВН (экспортное название Ми-35М)

[Ми-24]


Когда моя цель была достигнута, на взлетную полосу выкатился гигант Airbus A380-800. Самолет поразил своими размерами и характеристиками по вместимости - до 853 человек, при этом у него очень короткое расстояние пробега на взлете и посадке. Конечно, на выставке он летал пустой, но и так должен быть весьма удачной машиной.


На рабочий стол

[А380]


Отлетали еще два российских самолета.

Один из них Ту-214:


На рабочий стол

[Ту-214]


Гвоздем программы, конечно же были военные самолеты. Пилотов гражданских было даже немного жалко, они старались как могли, но понимали, что никогда не сорвут столько оваций и восторженных криков как это делали "сушки" и "миги".

МиГ-29
[МиГ-29]


Су-35С


[Су-35С]





На рабочий стол

Су-30СМ



МиГ-35

На рабочий стол

[МиГ-35]



На рабочий стол

МиГи, конечно, полностью оправдывают свое название - носятся как угорелые, отказываясь попадать в фокус. У "сушек" есть несколько приемов, которые позволяют им практически зависать в воздухе, поэтому сфокусироваться легче.

В небо полетела легкая авиация: модернизированная иномарка "Ан-2-100" и прочие "Рысачки".



К сожалению, время поджимало и пришлось отправляться на автобус. Уже почти у проходных меня снова настиг рев двигателей и над МАКСом промчался Т-50.



Самолет, безусловно, шикарный. Даже любопытно насколько аэродинамические требования, формирующие облик аппарата, оказываются гармоничны с эстетическим восприятием человека.

[Т-50]


Красавец. Других слов нет.


Возвращался я со смешанными чувствами. С одной стороны гордость за авиацию: машины летают, пользуются спросом по всему миру. Наверно, если какие полимеры и утратили, то наладили производство новых. С другой стороны, при таком научно-техническим потенциале, какого хрена почему мы не можем отправить ни одной рабочей межпланетной станции уже двадцать с лишним лет, и даже околоземные спутники государство уже заказывает во Франции?!

Впрочем ответ на поверхности: авиация - это конкурентная отрасль, продукция которой пользуется спросом и приносит живые деньги. Прибыль же от успешной межпланетной экспедиции неопределенна, а имиджевые убытки в случае провала - очевидны. Вот и получается, что она никому не нужна... кроме нас с вами.

За организацию поездки выражаю благодарность компании "Даурия Аэроспейс" и лично Ляне Машуковой.



Tags: авиация и воздухоплавание, космос
Subscribe
promo engineering_ru сентябрь 27, 2014 23:15 20
Buy for 200 tokens
Внешний вид инфразвуковой станции слежения. Источник. В одном из докладов будущей конференции американского отделения планетных наук DPS-46 говорится о работах по изучению чувствительности инфразвуковых станций международной сети по отслеживанию ядерных испытаний ( International…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments