niaz1977@gmail.com (kukmor) wrote in engineering_ru,
niaz1977@gmail.com
kukmor
engineering_ru

Горнопроходческий комплекс Ирганайской ГЭС

Оригинал взят у kukmor в Привет russos'у от Robbins'а из Дагестана. Горнопроходческий комплекс. Ирганайская ГЭС.

На одной из ГЭС увиденных во время поездки по Дагестану мы обнаружили вот такой чудо!
Горно-проходческий комплекс Robbins (США), который проделал целых 5 километров в горах!?!
Это был деривационный туннель длиной 5,2 км от плотины до станции. По туннелю идет вода и крутит генератор, вырабатывающий электричество. А делалось это для создания максимального перепада высот, чтобы была больше итоговая мощность станции.
:-)
Стало интересно, нагуглил инфу про машину и примеры видео как заканчивается бурение туннелей много километровых с этими машинами. И еще выяснил что похожие машины РЖД применяет при прокладке туннелей в горах в последние годы. Но первенец был именно на Ирганайской ГЭС в нашей стране.
Причем сработали ювелирно! Говорят расхождение с расчетным выходом из горы было всего 30см!!!
Хоть и узко специфическая тема, но все же решил вам рассказать об этой находке :)
Есть легенда, что тот кто пробил эту машину, залез через вентиляционный люк к министру энергетики СССР или еще к кому, чтобы убедить и подписать нужные бумаги.
апд.
 уточнили, кто к кому лазил по вентиляции - начальник строительства Ирганайской ГЭС Жолнерчук к председателю Госплана СССР Байбакову.






Джеймс Роббинс сделал свою первую машину для бурения туннелей в 1950 году. Он разработал технику, с вращающимеся головками и дисковыми пилами, технологии, которые существует и сегодня. Проходческие щиты являются более безопасным, более быстрым методом создания туннелей, чем предыдущие методы.
Раньше бурили дыры и взрывали, но оказалось проще и выгоднее делать с помощью специальные машины, несмотря на их дороговизну.
Получается это целая технология бурения уже - установка горизонтального бурения ROBBINS

2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


Дверь была закрыта, но мне удалось залезть в кабину в окно
:-))

15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


Сразу говорю.
это не мы! =))) там уже были надписи!!

26.



27. The original Main Beam TBM, manufactured by Robbins in 1968:




Вот как это выглядит в движении:



28.


Смотреть с 2 мин 10 секунд:



Вспоминает заместитель гендиректора ОАО «Сулакский ГидроКаскад» Магомед Убайдатов: "...строительство Ирганайской ГЭС было только на подготовительном этапе. Люди жили в палатках, вагончиках, даже представить невозможно было, что когда-то среди этих гор вырастет поселок городского типа. Одновременно строилась подъездная автодорога к Ирганайской ГЭС, пробурив в горах тоннель длиною около 5 км, для доставки оборудования и материалов, и гидростроителей из поселка Дубки. Кстати, вахтовый способ работы был лишь одним из нововведений, массово применявшихся в ходе строительства Ирганайской ГЭС. Из за сложности и протяженности деривационного тоннеля (длина 5 км) для его проходки был впервые закуплен и успешно использован американский горнопроходческий комплекс «Роббинс». Удивлял великолепный настрой и энтузиазм простых рабочих, поддерживаемый грамотными действиями опытного инженерно-технического персонала. Люди днями и ночами под дождем и снегом, в пыли и грязи буквально сворачивали горы..."

Справка про Ирганайскую ГЭС. Место расположения - р. Аварское Койсу, Унцукульский район Республики Дагестан, в 45 км выше Чиркейской ГЭС. Начало строительства - 1977г. Ввод в эксплуатацию первого гидроагрегата – 1998г. Среднегодовая выработка электроэнергии – 1280 млн кВт·ч. Количество установленных гидроагрегатов - 2. Проектная мощность 800 МВт. Установленная мощность 400 МВт.

Tags: гидротехнические сооружения, история, строительство, тоннели, электричество, энергетика
Subscribe
promo engineering_ru april 30, 2014 15:00 70
Buy for 200 tokens
Originally posted by zilm at Как будут ремонтировать автомобили с углепластиковым кузовом? Когда инженеры BMW создавали свои подзаряжаемые автомобили, они столкнулись с необходимостью снижения веса. Аккумуляторы делают электромобиль или плагин-гибрид тяжелее аналога с ДВС, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments