vlkamov (vlkamov) wrote in engineering_ru,
vlkamov
vlkamov
engineering_ru

Тишины хочу, тишины

Где-то в начале 70-х в "Юном технике" был опубликован фантастический рассказ, сюжет которого был выстроен вокруг устройства, компенсирующего звук и т.о. генерирующего тишину. Устройство было выпущено в широкую продажу и рассказ состоял из юмористических сценок: школьники приносили устройство на урок и затыкали рот преподавателю, оппозиция затыкала рот спикеру в парламенте и т.д.

Несмотря на очевидность этого принципа и наличие большого числа ситуаций, когда шум действительно надо и можно компенсировать, ничего подобного в широкой продаже нет. Настолько нет, что люди продолжают его "изобретать".
Концепт (!) устройства для гашения в комнте уличного шума.
Автор поста об этом вспоминает
Лет 13 назад я "предложил" сделать систему активного гашения уличных шумов: микрофон на улице, динамик в доме. Звук проходит через фазоинвертирующий усилитель и подается в дом в противофазе. В результате дома тихо, нет уличного шума.

Оба изобретателя не одиноки, патент например
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности шумогашения и устойчивости работы при нестабильных акустических условиях. Способ включает возбуждение дополнительных шумовых полей, в котором сигналы для возбуждения дополнительных полей формируют с помощью цепи отрицательной обратной связи с использованием возбудителя акустического поля, акустического приемника давления, цепи управления предварительным усилителем и формирователя управляющего напряжения.


Было что-то шумогасящее для военных летчиков, не помню какая норвежская фирма. В комментах к упомянутому посту припоминают гашение шума самолетов в жилом массиве вблизи аэропорта.

Самолеты конечно очень шумные устройства, однако наибольшую пользу такая хрень принесла бы в автомобиле. И даже кое что делается
Стоит напомнить, что первой машиной, использующей активную систему подавления шумов, стал седан Legend от Honda, который появился на рынке в 2004 году. В данный момент подобные системы используются многим компаниями на флагманских моделях. Например, этой системой могут похвастаться автомобили Audi S8, Mercedes S-класса и прочие.

но как-то уж очень неторопливо. Идее не меньше полувека, техническая возможность возникла с появлением недорогих DSP, т.е. четверть века как, а первые устройства стали устанавливаться лишь 10 лет назад, да и то "на флагманских моделях".

Такая фича давно должна стать обязательной частью автомобильной магнитолы, но не стала. При том что услуги по шумоизоляции в автосервисе (снижение аж на 2..4 дБ) стоят 15..30 тысяч руб. Думаю, тормозит не автосервис, а автопроизводители, предлагающие "флагманские модели" дороже обычных на 15..300 тысяч, но уже баксов. Соответствующий гаджет настолько неизвестен, что китайцам и скопировать нечего.

Подобное явление, когда техническое решение невидимая рука рынка "забывает" на десятки лет, я называю зигзаг прогресса (еще примеры см. по ссылке).
Tags: прочее, технологии
Subscribe
promo engineering_ru october 10, 2014 18:19 85
Buy for 200 tokens
Американская компания Lit Motors разработала двухместный электрический мотоцикл с закрытым кузовом. Правда пока он существует лишь в виде полноразмерного макета. Изюминка конструкции – пара маховиков, установленных под полом аппарата. Теоретически, они придадут машине хорошую…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →