Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

История камелей

Пишет galea_galley

К активному строительству береговых причальных сооружений в Европе приступили лишь примерно с начала XII века. При этом в Северной Европе принимались в расчет приливо-отливные явления и наличие песчаных отмелей, погрузку вели в отлив, а выходили в море во время прилива. В Средиземноморье, где приливы и отливы мало заметны, выбирали для погрузки пляжи и мелководье. Для крупных кораблей на якорных стоянках предусматривалось использование лихтеров, небольших мелкосидящих судов для перевалки грузов между кораблем и побережьем.

Имеется еще один способ решения этой проблемы: проводка крупных кораблей по мелководью с помощью специальных устройств - камелей:

Фото tiexano (flickr)




Вот художественное описание появления камелей в Голландии из книги Х.Ханке «Люди, корабли, океаны»:


Еще в пору коггов и каравелл суда достигли таких размеров, что их осадка перестала соответствовать глубине гаваней. По этой причине еще в 1529 г. город Гамбург распорядился не закладывать больше судов, размеры которых превышают возможности гамбургской акватории. Многие порты настолько обмелели тогда из-за песка, наносимого реками, что большие морские суда вынуждены были разгружаться на рейде. Это, естественно, удорожало фрахт (из-за необходимости перегрузки на лихтеры). В бременской гавани на якорь могли становиться суда водоизмещением не более 100 ластов,— весьма скромным для грузовых судов того времени.
Хитроумные голландцы со своими мелкими прибрежными водами обошли эту трудность, посадив большие «посудины» на так называемых «верблюдов». По обоим бортам судна прилаживались заполненные предварительно водой понтоны. Затем воду откачивали, и получившее дополнительную плавучесть судно уменьшало тем самым свою осадку. Таким образом оказалось возможным буксировать в мелководные гавани суда большого водоизмещения.
Изобретение камеля было продиктовано природными условиями большинства голландских верфей, которые располагались в устьях сравнительно мелких рек. В конце концов в процессе эволюции камели превратились в сухие доки. Для этого оказалось достаточным соединить между собой снизу оба понтона жесткой стапель-палубой.

На приведенной ниже гравюре изображена проводка линейного корабля на камелях (Scheepskameel).

А в начале поста показана и модель камелей в полуразобранном виде, находящаяся в Amsterdams Historisch Museum.
История донесла до нас имя изобретателя голландских камелей. Это Меувис Мейндерц Баккер (Meeuwis Meindertsz Bakker). Дату изобретения точно не определить – называют от 1688 до 1690 года. Точно известно, что на практике это изобретение применили в апреле 1690, когда на камелях впервые был проведен большой корабль Princes Maria.

Побудительным мотивом для этого изобретения стал растущий грузопоток через порт Амстердама в конце XVII века. Известно, что порт расположен в 15 милях от моря. До этого времени Амстердам справлялся с нагрузкой, так как тоннаж судов был невелик, что обеспечивало их свободный выход в Северное море. Но как только водоизмещение грузовых судов стало превышать 1000 тонн, знаменитая илистая отмель Пампус в устье реки Эй стала серьезным препятствием. Вот тогда и появились камели.

В течение последующих 135 лет на камелях проводили суда и корабли по внутреннему морю Зёйдерзее до выхода на чистую воду Северного моря. В 1824 году был прорыт Noordhollandsch Kanaal (Северный Голландский канал) длиной 78 км, а в 1876 году – Noordzee Kanaal (Североморский канал) длиной 27 км, которые решили проблему доступа глубокосидящих судов к причалам Амстердама.

Как устроены и как действуют камели? На модели видно, что формы внутренних частей каждой камели повторяют обводы корпуса корабля. Внешние части имеют прямоугольную форму. Длина их соответствует примерно длине корабля. Каждый понтон – камель – имеет отверстия, через которые может поступать забортная вода, когда закрывающие их клапаны или заглушки открыты. Когда понтоны помещают по обе стороны корабля, под его днищем проводят специальные тросы, глухо закрепленные на одной камели и заведенные на шпиль на другой. Открывают забортные отверстия и камели притапливаются как раз на такую глубину, чтобы их внутренние формы соответствовали форме корпуса корабля.

Подводка камелей под корабль. Балласт полностью заполнен. (Гравюра Gerard Groenewegen)



Линейный корабль «Голландия» с подведенными камелями. Проводится откачка балласта. (Гравюра van Dirk de Jong)


Двенадцать тросов с помощью шпилей плотно соединяют корпус и камели в одно целое. Заводятся и закрепляются специальные кронштейны - контрафорсы, чтобы обеспечить плотное соединение всей конструкции в верхней части. После этого наружные отверстия закрываются и с помощью двенадцати водяных помп, расположенных на каждой камели, вода из них откачивается. Вся конструкция всплывает, при этом осадка всего сооружения уменьшается на 5-6 футов (1,5-1,8 м) по сравнению с осадкой корабля без камелей. Учитывая, что глубина фарватера в районе Пампуса была 4,1 м, камели позволяли проводить корабли с осадкой до 5,6-5,9 м.

Ниже приведена схема последовательных этапов в подведении камелей.


Приведем также изображение одной отдельно взятой камели с гравюры ван Эйка из Nederlandsche Scheepsbouwkunst:



Широкое применение они нашли на Балтике.


военные корабли по причинѣ мѣлкаго фарватера проводятся .. в Кронштат на особо готовимых для того судах, по морскому камелями или верблюдами зовомых.
          Российский магазин трудами Феодора Туманского. СПб., 1792, ч. I, с. 156


Приведу еще пару свидетельств о роли камелей в русском судостроении на Балтийском море.

Корабли строятся из казанского дуба, но они весьма недолговечны. Хотя кронштадтские каменные доки находятся в великолепном состоянии, все же военные суда продолжают строить в Петербурге и переправлять в Кронштадт на камелях через 9-футовый бар, из-за чего многие из них повреждаются…
Мы миновали громадные камели для транспортировки судов через бар… Камель напоминает гигантскую колыбель, которая открывается для приема судна, затем из нее выкачивается вода, камель со своим грузом медленно поднимается и скользит по воде.
         Джеймс Эдвард Александер “The Travels to the Seat of War in the East through Russia and the Crimea in 1829”, Лондон, 1830. (Перевод по журналу «Звезда» 2003, №5)



Адмиралтейство превосходно, однако построено в неудобном месте. Из-за мелей на верфях его сооружают лишь корпуса кораблей, которые затем с великими трудом и расходами заключают в камели и перетаскивают в Кронштадт.
         Б.В. Гринштейн «ЗЕМЛЯ ЗА ОКЕАНОМ»



Но надо быть справедливым в определении приоритета в изобретении камелей. Не Россия, и даже не Голландия их родина. Появились они в Венеции, и не в XVII, а в XIV веке. В работе знаменитого итальянского историографа Лудовико Антонио Муратори приводится цитата из миланского хрониста доминиканца Гальвано Фиамма (1283– 1344). Я приведу изображение этого отрывка из Dissert. 24 Муратори:


То, что средневековый автор использует термин camellis вместо более позднего итальянского cammelli сути дела не меняет.

Венеция использовала камели и в более поздние времена. Вот изображение венецианского корабля на камелях из Венецианского морского музея. Гравюра относится к 1600-1670 гг., т.е. сделана задолго до появления первых камелей в Голландии.



Приведено с сокращениями, полностью тут
Tags: история, подъемное оборудование, флот
Subscribe
Buy for 210 tokens
По словам председателя Внешэкономбанка, именно за блокчейном будущее России. Эта технология позволит ускорить развитие страны. Первый места по развитию в мире может занимать не только в этом направлении, но еще и в когерентных, а также квантовых технологиях. Горьков отметил, что основным…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments