al_datr (al_datr) wrote in engineering_ru,
al_datr
al_datr
engineering_ru

Подъем переворотом

Маленький рассказ о весьма интересной системе спасения, использовавшейся на американских истребителях-перехватчиках F-106 Delta Dart в 1959-1964 годах - Convair Supersonic Rotational B-seat, совместной разработке собственно Convair и Stanley Aviation.
Для начала относительно редкое фото - кабина F-106 с таким катапультируемым креслом. Внешне вроде бы ничего особенного, но между тем принцип его работы был хотя и прост, но достаточно оригинален.

kgrhqfimfdmejw1bq-eh2qt2g60_571

Собственно, описание в картинках.

F-106B Ejection Seq Drawing-02-01

Смысл прост: в то время американцы были озабочены созданием систем спасения, позволявщих покидать самолет на свехзвуковых скоростях. Считается, кстати, что это было обусловлено пожеланиями летного состава, в то время как конструкторы считали, что вероятность возникновения необходимости покинуть самолет выше как раз на малых скоростях и высотах.
В данной системе это требование было реализовано следующим образом: после отстрела фонаря и некоторого смещения кресла вверх оно разворачивалось нижней частью навстречу потоку и в таком виде отделялось от самолета.
Выглядело этот так:

572507 Rotational B-seat Live Ejection 1

572507 Rotational B-seat Live Ejection 2

Нижняя часть кресла была обтекаемой формы, с откидывающимися щитками для защиты ног пилота от встречного потока. На фото ниже опытный образец кресла, в двух положениях, в ходе испытаний в аэродинамической трубе в 1957 году.

12640205625_1ed1054a1d_o

12640204465_1b4705a6a9_b

Система стабилизации на опытных образцах отличалась от таковой на серийных, на которых она была реализована в виде двух телескопических штанг, установленных по бокам на задней поверхности спинки кресла.
Схема кресла.

f106_rotational B

А так выглядела основа, "скорлупа" кресла.

Ejection Seat F-106 Rotational B Seat-01-01-02

Помимо защиты пилота от встречного потока, кстати, такой алгоритм функционирования дает очень выгодное направление действия перегрузки ("грудь-спина") при отделении кресла и работе его маршевых двигателей, что теоретически позволяет снизить риск компрессионного перелома позвоночника и т.п. травм.
Очевидны и минусы - повышенная сложность конструкции (одних только пирозарядов, которые должны срабатывать в строго определенной последовательности, там было порядка 30) и, самое главное, увеличение времени от момента, когда летчик тянет за рукоятку катапультирования до ввода основного парашюта.
Система в итоге не прижилась и после пяти лет эксплуатации была заменена на систему класса 0-0, которая и стала основной для данного типа на весь оставшийся период эксплуатации.
Замена была вызвана накоплением статистики, подтверждающей низкую вероятность катапультирования на сверхзвуковых скоростях, а также несколькими случаями гибели пилотов при катапультировании с использованием данного кресла.
Тем не менее, некоторые из новшеств, впервые использованные американскими конструкторами при проектировании B-seat - такие как отстреливающийся заголовник, стабилизирующий парашют и интегрированный в кресло основной парашют - получили применение на последующих моделях американских катапультируемых кресел и используются в них и поныне.
К сожалению, насколько я знаю, не смотря на значительное количество произведенных кресел данной модели ни одно из них до нашего времени не сохранилось.
Ну и напоследок самое вкусное - видео.


http://youtu.be/fzuWSuYlZDI

Фото кликабельны.
Tags: аварии и происшествия, авиация и воздухоплавание, безопасность, вооружение
Subscribe
promo engineering_ru april 30, 2014 15:00 70
Buy for 200 tokens
Originally posted by zilm at Как будут ремонтировать автомобили с углепластиковым кузовом? Когда инженеры BMW создавали свои подзаряжаемые автомобили, они столкнулись с необходимостью снижения веса. Аккумуляторы делают электромобиль или плагин-гибрид тяжелее аналога с ДВС, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments