dkphoto (dkphoto) wrote in engineering_ru,
dkphoto
dkphoto
engineering_ru

Энергетика Крыма: прошлое, современность, будущее

В силу своего первого образования и места работы я не могу не интересоваться процессами, так или иначе связанными с изменениями в энергосистеме Крыма, недавно вернувшегося в состав России. Учитывая слабость собственной генерации на полуострове и практическую полную зависимость региона от поставок электроэнергии с Украины, грядущие изменения неизбежно окажутся весьма масштабными. Ниже приведу сухую выжимку из материалов, которые я ежедневно отслеживаю в различных СМИ, все данные взяты мною из открытых источников.



Энергодефицитность Крыма – наследие еще советских времен. С конца 1960-х годов строили планы развития местной генерации путем строительства атомной электростанции, но в 1987 году на стадии готовности первого энергоблока АЭС порядка 80% работы прекратили – сказалась чернобыльская катастрофа. А вскоре произошел развал Союза, рухнуло промышленное производство, соответственно уменьшилось и энергопотребление полуострова. Вопрос недостаточности собственной генерации (четыре крымские ТЭЦ продолжили работу в экономичном режиме для нужд теплообеспечения) перестал быть острым – энергосистема Украины в целом избыточна, а существующих сетей вполне хватало, чтобы передавать электроэнергию от Запорожской АЭС, покрывавшей до трех четвертей потребностей Крыма.

Себестоимость киловатт-часа, выработанного атомной электростанцией куда, ниже, чем у выработанного тепловой станцией. На первый взгляд, логичным шагом стала политика украинских властей о планомерном замещении дорогого газа более дешевой электроэнергией. И маятник стал раскручиваться в обратном направлении. Когда для ТЭЦ и котельных оказались введены лимиты на газопотребление и пострадало централизованного горячее водоснабжение, и жители, и коммерческие потребители поневоле вооружились электрическими калориферами и водонагревателями.



Крым вновь был объявлен украинскими властями дефицитным регионом, стали предприниматься системные попытки ориентации на альтернативную энергетику. Первые шаги, впрочем, были сделаны еще в начале 1990-х, когда были построены государственные ветроэлектростанций (ВЭС) общей мощностью порядка 90 МВт. Затем, в первую очередь благодаря австрийскому инвестору Activ Solar GmbH (по данным «Эксперт Online», с украинскими корнями), появились солнечные электростанции (СЭС) мощностью 400 МВт. «Экологический» киловатт-час стоил заоблачно – около 20 рублей, а оплачивали его методом усреднения все потребители Украины. После присоединения Крыма к России и возникших из-за этого юридических коллизий СЭС были отключены от энергосистемы. В любом случае, ВЭС и СЭС – не панацея, так как для обеспечения надежного электроснабжения потребителей требуется полное резервирование их мощности. Кроме того, пики генерации ВЭС и СЭС и пики потребления энергосистемы не совпадают.



Сейчас энергосистема Украины покрывает до 86% пиковой нагрузки Крыма по существующим межсистемным линиям электропередач (в 2013 году Крым потребил свыше 6,5 млрд кВтч при собственной выработке электроэнергии менее 1,2 млрд). В создавшейся международной обстановке подобная зависимость – постоянная угроза для Крыма. Тем более, по сообщению ИА «Е-Крым», министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан сделал заявление, в котором не исключил отключение электроснабжения Крыма зимой, отметив, что накопление задолженности тут может быть лишь одной из возможных причин.
Тем очевиднее необходимость или строительства новых линий для присоединения энергосистемы Крыма к ЕЭС России и/или новой генерации. АЭС, гидроэнергетика и уголь по разным причинам отпадают, остается одна альтернатива – газ. Тем более открытое в 1991 году Глебовское подземное хранилище, накапливая газ летом, позволяло полуострову мягко проходить зимний пик потребления. Параллельно шло освоение шельфа полуострова. Правда, хотя Крым и смог фактически выйти на газовую самообеспеченность, возникли две новые проблемы: недостаточная пиковая пропускная способность газопроводов и высокая стоимость шельфового газа при заниженных (субсидируемых) тарифах на электроэнергию и тепло. В итоге, даже обеспечив себя газом, Крым так и не смог добиться рентабельной выработки электричества и тепла из него. Все действующие ТЭЦ полуострова убыточны. Кроме того, они еще и неэффективны – самая «молодая» из работающих сегодня в регионе электростанций была запущена еще в 1958 году. Все существующие объекты генерации разных типов, строившиеся позже, либо не закончены, либо демонтированы, либо отключены. Весь этот клубок проблем теперь необходимо решать России.

Одной из первых предпринятых мер стал ввоз в Крым жидкотопливных электростанции общей мощность свыше 300 МВт. Однако дизельное топливо крайне дорого, и сейчас генерацию используют как резервную. Решение это временное, не системное.



Отключение Крыма от энергосистемы Украины, по оценке министра энергетики Александра Новака, обойдется России в 130 млрд рублей. На эти средства планируется построить на полуострове две–три тепловых электростанции общей мощностью 770 МВт и соединить энергосистему Крыма с российской через Керченский пролив при помощи двух линий электропередач напряжением 220 и 330 кВ. Bigpower со ссылкой на то же Минэнерго сообщает о 177 млрд с учетом усиления Кубанской энергосистемы для обеспечения необходимых перетоков.

Понятно, что этим вложения в энергетику полуострова не ограничатся. Потребуется инвестировать в увеличение мощности внутригородских электрических и тепловых сетей и инженерных систем зданий. 40 млрд рублей пойдет на прокладку газопровода с Кубани к электростанциям. На круг может получиться 300 млрд рублей, и это без учета известной болезни – извечного роста строительных смет «по ходу пьесы». Также необходимо решить вопрос собственности энергетических активов Крыма, часть которых принадлежит украинскому бизнесу.



Ранее крымские энергокомпании работали по прямым договорам с украинским ГП «Энергорынок», но с апреля он расторг договоры с крымскими электростанциями. С 1 июня поставки ведет «Укринтерэнерго» через «ДТЭК Крымэнерго». У последней электроэнергию будет выкупать принадлежащий «Интер РАО» «Центр осуществления расчетов». Он же будет продавать ее конечным потребителям в Крыму. По информации «Коммерсанта», договор между «ДТЭК Крымэнерго» и структурой «Интер РАО» уже подписан. Ценовые параметры поставок не разглашаются. Сотрудник одной из российских энергетических структур, чиновник правительства Крыма и чиновник Минэнерго рассказал «Ведомостям», что цена составляет 3420 рублей/МВтч, она будет действовать по 31 декабря 2014 г.

Установленная Украиной цена на электроэнергию для Крыма намного выше аналогичных цен для других стран. В 2013 г. Украина экспортировала 9,9 млрд кВтч в шесть стран, больше всего в Венгрию (4,3 млрд кВтч), Белоруссию (3,1 млрд кВтч) и Молдавию (1,4 млрд кВтч). Цены поставок для этих стран варьировались от 55 до 71,4 долл. за МВтч, то есть примерно 1900–2500 руб./МВтч).
До 1 июня Украина поставляла в Крым электроэнергию по низкой цене, так что средний тариф для потребителей составлял 1,5 руб./кВтч. Как пообещал Александр Новак, Россия эту цену сохранит, субсидируя покупку электроэнергии для региона. По предварительной оценке, на дотации будет направлено порядка 8 млрд руб. В конце концов цены на крымскую электроэнергию будут приведены к российскому уровню, но когда именно, не сообщается. Крымские СЭС и ВЭС пока субсидий не получат.



Инвестиционная привлекательность проектов развития энергетики Крыма сильно ограничивает дотационность тарифов. Основной потребитель электроэнергии Крыма – население, а тарифы для него остаются заниженными даже по сравнению с тарифами в остальной России. В таких условиях масштабное строительство новых электросетевых объектов рискует не то что не окупиться, а лечь тяжелым бременем на всю энергосистему страны. Пока складывается впечатление, что до сих пор нет четкого понимания, каким образом будет финансироваться строительство, так как разные источники приводят различные версии. Скорее всего, однако, что основным инвестором в той или иной форме придется стать государству, привлечение частного капитала сейчас кажется фантастикой. Но и в первом случае существует несколько различных подходов, в том числе пересмотр запланированных инвестиционных программ ряда субъектов электроэнергетики. Однако поживем – увидим. Практически очевидно то, что с реализацией намеченных планов фактической реконструкции энергосистемы Крыма тянуть не станут.
Tags: энергетика, энергоэффективность
Subscribe
promo engineering_ru сентябрь 30, 2014 11:35 95
Buy for 200 tokens
В первых моделях автомобиля "Фольксваген Жук" омыватель лобового стекла работал от давления воздуха запасного колеса, размещавшегося рядом, под капотом. Поэтому запаска должна была быть перекачана до 2,5 кг/кв.см. Вид на подкапотное пространство сверху: вверху бачок омывателя, внизу ниша для…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 153 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →