Мирко (miroslavsvet) wrote in engineering_ru,
Мирко
miroslavsvet
engineering_ru

Работа гидрологической лаборатории в арктической экспедиции

В данном посте я расскажу о том, как происходит работа гидрологической лаборатории на океанологических судах. Будет описана последовательность действий и кратко освещены используемые приборы. Итак, начнём...

Когда судно подходит к какой-либо станции разреза, из ангара (красная дверь) выводится такая вот конструкция:

2

Это розетта, на которой располагаются океанологические зонды. Основными из них являются батометры (в данном случае их 24, чёрного цвета), использующиеся для отбора проб воды на различных горизонтах (глубине), CTD-зонд и ADCP. Отдельно последние два могут выглядеть так:



CTD-зонд измеряет температуру и электропроводность (через неё вычисляется солёность) воды на различных горизонтах, с помощью установленных внутри корпуса датчиков. С различными типами CTD-зондов и их характеристиками можно ознакомится здесь.

Далее, ADCP:



Этот прибор работает на доплеровском эффекте, с помощью которого измеряется скорость и направление течений. Подробнее можно узнать тут. Также он может выглядеть так (устаревшая модель с отдельной батареей):

Фото0636

Вернёмся к процессу работы. Когда судно приближается к намеченной точке, капитанский мостик по рации связывается с гидрологичкой и предупреждает о подходе к станции. Также, в лаборатории есть экран, на котором видно местоположение судна:

11

10

Перед выводом из ангара розетты, батометры готовят к работе, из них сливают воду, проверяют клапаны и т.д. Обычно это происходит сразу после отбора проб на станции, в процессе движения к следующей.

1

Далее она выводится из ангара:

3

Её приподнимают над палубой и краном выводят наружу:

4

Нужно быть крайне осторожным, чтобы розетта не зацепила борт судна или не ударилась о льды, поэтому работа на станции производится в спокойную воду и в благоприятной ледовой обстановке.

5

На поверхности её держат некоторое время (нулевой горизонт). Тут же, слева вы можете увидеть корпус CTD-зонда и справа излучатель ADCP. Как видите, все клапаны батометров открыты:

6

Опускание и подъём производится с помощью терминала, на котором показывается глубина, где на данный момент находится розетта:

7

Для опускания/поднимания розетты используется кабель-трос, сигнал с которого идёт в лабораторию, где также показывается глубина и чертятся профили океанологических величин (температура, солёность, скорость течений, содержание кислорода, электропроводность, плотность, флюоресценция и т.д.):

9

Отсюда, по рации, идёт коррекция движения розетты. Когда розетта опускается на придонный горизонт, все профили величин достраиваются и мы получаем более детальную информацию, на каких горизонтах стоит закрывать батометры и точное их число. На этом останавливаться сейчас не стану, ибо это уже из гидрохимической плоскости, о которой стоит рассказать в отдельном посте.

Батометры закрываются уже при подъёме розетты. Далее, она вновь заводится в ангар:

8

После чего начинается отбор и обработка проб, т.е. уже работа гидрохимиков.
Tags: флот
Subscribe
promo engineering_ru april 14, 2014 13:47 105
Buy for 200 tokens
В 50-х годах Советский Союз вел грандиозные стройки, одной из которых был невиданный по тем временам проект — подземный тоннель на остров Сахалин, получивший рабочее название «Строительство № 506″. В конце 40-х, начале 50-х годов XX века остров Сахалин переживал бурный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments