vaquero1978 (vaquero1978) wrote in engineering_ru,
vaquero1978
vaquero1978
engineering_ru

Приветствую!
По просьбе Сергея 22sobaki хотел бы написать о работе инженером в Канаде, по возможности описать канадскую систему лицензирования инженеров, а также просто привести примеры из собственной практики.

Пару слов о себе: меня зовут Николай, я инженер-электрик с уклоном в энергетику, основной рабочей специализацией являются высоковольтные подстанции и другие промышленные объекты. Образование у меня российское (МАИ - силовая электроника ЛА), а также магистратура UBC (Университет Британской Колумбии - бесколлекторные двигатели постоянного тока). Как видно, ни первое, ни второе к энергетике как таковой отношения не имеют, посему, все что я знаю, узнал на текущей работе.

1. 230кВ подстанция для ветропарка Dokie.
DSC00196


Профессия инженера в Канаде относится к регулируемым, т.е. чтобы работать инженером и иметь право называться таковым, не говоря уже о праве подписи документации, нужно состоять хотя бы в одной из ассоциаций профессиональных инженеров (далее Ассоциация). Каждая канадская провинция имеет такую ассоциацию, которая кроме инженеров, объединяет еще и профессионалов геологической направленности. Ассоциация - это неправительственная некоммерческая организация, призванная по сути регулировать данную отрасль в провинции, например: реагировать на жалобы населения на некачественную работу инженеров и наказывать последних, принимать новых членов в зависимости от их профессиональной подготовки, в каком-то роде поддерживать престиж профессии путем публикования статистики по зарплатам (чтобы работодатели не занижали) и т.д.

Сразу поясню, что если работать инженером в компании (т.е. не на себя) и не быть ГИПом, то от лицензии особого проку нет. Более того, возможен вариант работы на инженерной должности без лицензии под началом проф. инженера. Такая должность будет называться специалист или еще как-то, возможно будет оплачиваться похуже, но тем не менее такой вариант вполне жизнеспособен. Лицензию очень неплохо иметь для смены работы, это своего рода знак качества.

Как обычный канадец становится проф. инженером? После окончания университета необходимо проработать 4 года по приобретенной специальности под началом инженера-члена ассоциации (т.н. ментор) или нескольких таких инженеров, по желанию в эти 4 года стать EIT (Engineer-in-Training - инженером-стажером), далее сдать экзамен по профессиональной этике (по сути прочитав две книжки), написать 10-страничный очерк-отчет по тому чем занимался эти 4 года и получить референсы от менторов. Далее некий комитет оценивает кандидата на предмет соответствия набранного опыта десяти критериям, в числе которых, например, техническая грамотность (применявшиеся стандарты, способность к самостоятельному анализу задач и пр.), способность к устно/письменному общению на языке, менеджмент проектов, и тому подобное. Если комитет решил что кандидат соответствует минимальным требованиям - вуаля, он становится профессиональным инженером.

Как это делают иммигранты, т.е. люди с иностранным опытом и образованием? Для них правила в принципе те же самые, за исключением того, что из 4 лет нужен хотя бы 1 год опыта в Канаде или США (опять же с ментором), а также вероятной сдачи экзаменов по специальности. Знаю случаи, когда людям приходилось сдавать 4 дополнительных экзамена, но насколько они сложные я сказать не могу - мне было не нужно по причине местного образования.

Получив "лицензию" на ведение практики, человек получает престиж)), право добавлять P.Eng к фамилии (в Штатах P.E.), собственную печать и бумажку в рамке. Ну и еще кучу ответственности, особенно если работать на себя. Взамен Ассоциация требует уплаты ежегодного взноса - в данный момент около 400 долларов.

Надо сказать, что американский подход отличается от канадского тем, что им необходимо сдавать еще и технический экзамен (а может и два, не знаю точно), с другой стороны, не каждый тамошний инженер обязан иметь лицензию. Я думаю что первое правильно, второе не совсем.

На примере нашей компании расскажу про рабочий процесс проектирования.
Компании уже около 30 лет, сколько точно не помню, проекты-клиенты по сути ищутся сами - земля слухом полнится, рынок достаточно узкий. Проект, пройдя несколько первоначальных стадий навроде бюджетирования, необходимых расчетов на предмет мощностей у производителя электоэнергии (по большому счету одна государственная генерирующая компания) и прочего, попадает к одному из проектных менеджеров, в числе которых с некоторого времени и искренне ваш. Поскольку компания маленькая, человек 25, включая офисных работников, должность менеджера чисто номинальная - приходится самому делать расчеты, размещать оборудование на подстанции, писать спецификации на оборудование и даже временами чертить в Автокаде. Кроме того, менеджер может следить за текущим бюджетом проекта и составлять расписание. Почему может - дело в том, что иногда мы являемся субподрядчиком и всей бюрократией занимаются менеджеры другой компании.

Обычно можно поручить некоторые действия младшим инженерам, если таковые не заняты в других проектах. Я стараюсь отдавать что-нибудь скучное, типа расчетов на дуговой разряд или сравнения предложений по тендерам. Спецификации на свои проекты пишу сам (точнее рихтую предыдущие образцы - что-нибудь нет-нет, да и приходится дописать или исправить) - если для меня их делает кто-то другой, с большой долей вероятности мне их приходится переделывать на свой лад если позволяет время.

Вообще, в нашей компании, хоть общий уровень профессионализма и довольно высокий по сравнению с тем, что я мог видеть у других, я могу пересчитать по пальцам одной руки людей, чьей работе я доверяю на 100%, условно говоря, если кабель выбран, то он выбран правильно, или если на чертеже написано 5000мм, значит в Автокаде на самом деле пять тысяч, а не 4999.9976. 

Определившись с оборудованием и написав спецификации, построив однолинейку и план подстанции с необходимыми видами, можно идти на тендеры: некоторому количеству поставщиков-производителей отсылается пакет документов, определяется срок тендера (2-3 недели) и на выходе имеем соотвествующее количество предложений (quotes). Предложения сводятся в таблицу, на основании которой мы рекомендуем клиенту конкретного поставщика.
Откаты, как я понимаю, здесь не приняты, хотя полагаю что без них не обходится, особенно в больших проектах/компаниях. Например, компания SNC-Lavalin кому-то башляла в Монреале, причем не один раз судя по всему.

Выбрав поставщика оборудования и оплатив какую-то часть заказа согласно расписанию платежей, через несколько недель (срок зависит от оборудования, трансы - где-то 5-6 недель) приходят чертежи на одобрение инженеру, т.н. approval drawings. Тут нужно быть очень внимательным, т.к. если захочется что-то уже одобренное изменить, это будет небесплатно. Чаще всего, чертежи присылаются несколько раз, прежде чем их можно одобрить на производство. В моей практике были как очень удачные примеры, например дугозащищенное РУ от АВВ, где, помимо технической правильности, пдф чертежи имели ссылки друг на друга в самом документе, так и просто ужасные, которые рисовали левой ногой.
После того как чертежи одобрены, мы получаем небольшую передышку, во время которой, можно, например, дорассчитать кабели, начертить чертежи заземления, бетона, арматуры, анкеров и прочее. Обычно  производители оборудования на этой стадии делятся моделями в Автокаде, так что все вышеперечисленное можно сделать очень близко к окончательному варианту.

Насчет бетона и арматуры - это, естественно, не наша специализация, однако на любой подстанции бетон есть. Для этого у нас есть civil engineer - инженер-строитель на полставки, который проверяет наши чертежи и дает заключения. В свое время я чертил бетон для нескольких подстанций, посему имею довольно неплохое представление о том, как должно быть. Кроме бетона еще бывают сваи, их тоже пришлось использовать, особенно для газовиков-нефтяников с северов.

Примерно в это же время чертятся различные схемы: слаботочка, связь-коммуникации, и пр.

Где-то за полгода до начала стройки проводится тендер на контрактора - компанию, которая будет собственно строить объект. Обычно мы пишем две детальных спецификации: одну для "строителя", в ведении которого все земляные работы, бетон, арматура, скрытое заземление и пр., и одну для "электрика" - установка оборудования, прокладка кабелей, пусконаладка. На практике частенько компания-"электрик" нанимает субподрядчиком компанию-"строителя" и специализированную компанию-тестировщика. В этот момент очень хорошо иметь чертежи, готовые хотя бы на 95%, иначе суровые строители начнут накидывать деньги сверх оговоренной сметы, а им только дай волю...

К моменту начала строительства подрядчик требует окончательные чертежи, т.н. IFC - issued for construction. Без них никто ничего строить не будет, т.к. вся ответственность за переделки будет на подрядчике. В зависимости от качества чертежей и спецификаций, а также квалификации подрядной организации, с полей время от времени приходят те или иные технические вопросы, которые приходится решать, по необходимости подключая старших товарищей. Если объект рядом, мы ездим туда часто (типа раз в неделю), если далеко - выбираемся пару раз. Для суперкритичных проектов, как например 144МВт ветропарк сданный в 2010 году, компания посылала постоянного представителя. Кроме того, на объекте всегда присутствует представитель клиента, который блюдет в том числе и сооружение подстанции в силу своих возможностей.

Во время стройки общение чаще всего происходит в форме совещаний по телефону, официальных запросов, и прочих имейлов с фотографиями. Иногда на фотографиях можно обнаружить неожиданные вещи: один раз я не увидел анкеров в бетонном основании для портала - ребятам пришлось высокоточно сверлить алмазным сверлом и ставить специальные анкера на "эпоксидку", в другой раз заметил что свая для столба молниезащиты тоньше чем на чертеже - пришлось городить огород с растяжками и анкерами для них. Что было бы, если бы эти фотографии мне не попались на глаза, я не знаю. Пришлось бы исправлять уже по факту, когда бы я добрался до объекта.

Релейная защита тоже проходит через мои руки. Для начала, после расчетов токов кз в различных режимах, пишется документ под названием Protection Coordination, где показана вся защита по току. Некоторые клиенты еще требуют Protection Philosophy - документ где рассказано, как, что и чем будет защищаться по току и не только. Далее, если проект большой, я беру себе одно-два реле, рассчитываю уставки, пишу программу, черчу логические схемы. То же самое делают другие инженеры, для своих реле.

Когда уже все построено, один-два инженера, в некоторых случаях до четырех, едут на пусконаладку. Для начала проверяем всяческие расстояния между оборудованием, качество сборки, соединений (чисто визуально), и прочего согласно стандартному списку. Оборудование и уставки реле тестируются специалистами, мы лишь только отвечаем на возможные вопросы. Уже некоторое количество лет мы на станциях устанавливаем оборудование для СКАДА (концентраторы данных в основном). Программирование и тестирование этого оборудования вкупе с системой клиента тоже входит в наши обязанности.

Что касается технадзора - есть орган, который отвечает прежде всего за охрану труда. С их инспекторами мы практически не взаимодействуем, и уж тем более не утверждаем у них проекты перед строительством - отвечать все равно будет тот инженер, который поставил свою печать на чертеже. Тем не менее, я стараюсь связаться с местным инспектором на стадии проектирования и узнать его мнение по крайней мере по однолинейке. Так, в недавнем проекте, инспектор пожелал видеть разъединитель между трансформатором и 35кВ КРУЭ в будке, т.к. канадский стандарт требует визуального разъединения цепи. Несмотря на то, что визуальность присутствует (через USB камеру в КРУЭ), я посчитал, что ни от кого не убудет, если я воткну туда разъединитель.
У нас было несколько непоняток с инспекторами, но во всех случаях их удалось убедить в нашей правоте.

Кроме подстанций, компания проектирует ЛЭП (до 230кВ), а также электроснабжение различных промышленных объектов (до 480В).

Главным стандартом устройства электрических цепей является Канадский Электрический Код. Насколько он схож с ПУЭ я не знаю, т.к. книжку ПУЭ я видел только издалека. Для оборудования используются как канадские (CSA), так и американские (IEEE/ANSI) стандарты. Очень редко, за неимением вышеуказанных, используются IEC.

2. 230кВ подстанция ветропарка Dokie. Будучи инженером-стажером писал спецификации на оборудование, делал расчеты токов кз, релейную защиту, заземление на подстанции и для ветряков, молниезащиту.
IMG_5074

3. Ветряки Vestas V90 3МВт каждый
DSC_7867

4.
DSC_0682

5. Проект по получению электроэнергии от тепловой энергии сгоревших газов газотурбин компрессоров (Waste Heat Recovery Unit). Мы проектировали 138кВ подстанцию, будку с 13.8кВ и 4.16кВ дугозащищенными РУ, пару отдельностоящих трансов и прочее.
DSC_6594

6. Собственно будка
DSC_6294

7. Пример отвратительной работы по бетону. Естественно оба transformer containments (не помню как по-русски) должны быть на одном уровне и по одной линии. Кромки должны были быть скошены. Не говоря уже о качестве заливки.
DSC_6666

8. Совмещенный containment для двух 2.5МВА трансов на угольном терминале в Ванкувере.
DSC_0662

9. Проект по замене 230кВ 50/66МВА транса на целлюлозном комбинате.
DSC_0328
Tags: проектирование & проекты, электричество, энергетика
Subscribe
promo engineering_ru september 18, 2014 11:08 62
Buy for 200 tokens
Израиль. Для защиты от ракет над существующими зданиями делают дополнительную крышу, опирающуюся на отдельностоящие колонны: Больше убежищ здесь.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →