непечатные знаки (kopetskiy) wrote in engineering_ru,
непечатные знаки
kopetskiy
engineering_ru

Как устроен нефтеперабатывающий завод.

Раньше блогеров сюда не пускали в принципе, а за одно их упоминание можно было запросто получить залп соли в ягодицу. Я – первый блогер, побывавший на территории известного Туапсинского нефтекомплекса. Внутри я увидел нечто среднее между космическим кораблем и адронным коллайдером. Пока ждал сопровождающих и кучку экологов, которые составили мне компанию, сфотографировал пьедестал хвастовства.
1


Туапсинский нефтеперерабатывающий завод
Снаружи не догадаешься, что территория предприятия такая огромная. Смотришь с улицы: забор себе и забор. А внутри – обалдеть. При этом, для такого завода положена территория в 300 гектаров, но Туапсинский НПЗ вместился в 120. Что умилило меня чуть ли не больше всего в поездке, многие сотрудники завода передвигаются по территории на велосипедах. Вот у проходной стоит велосипедная парковка.
2



Весь трудовой коллектив нефтезавода преимущественно состоит из местного населения. Понятное дело, что не все работают инженерами-нефтяниками: есть и строители, и повара, и медицинские работники, и административный персонал. Всего трудится около 1300 человек, хотя в следующем году в связи с расширением производства количество рабочих мест планируется увеличить.
Ключевые темы экскурсии были следующие: модернизация, промышленная безопасность, экология и санкции (куда без них в наши дни). Последнее, как ни странно, волновало экологов куда больше их непосредственной сферы интересов.
Экскурсию по нефтезаводу вел Сергей Фабричный, начальник управления промышленной безопасностью, охраны труда и окружающей среды и довольно приятный мужик. Первым объектом, который он нам показал, была крупнейшая в стране установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-12 (таких всего 6 в мире). Её запуск состоялся в 2012 году в рамках первого этапа модернизации предприятия при участии Владимира Путина.

3

Скорость переработки нефти на ЭЛОУ - 380 килограмм в секунду, объем - более 20 тысяч тонн сырья в сутки.  Готовая продукция поставляется не только на экспорт, как думают многие, но и в Краснодарский край.  Почти все на предприятии взаимосвязано и используется в работе, например крайне вредный сероводород перерабатывается в серу, которую можно использовать хоть в медицине.

4

Со слов Сергея, установка сейчас позволяет перерабатывать 98% процентов топлива, до её ввода в эксплуатацию эта цифра лишь слегка превышала отметку в 50%. Нагрузка на установку регулируется посредством центробежного насоса с магнитной муфтой «Тандем», который не дает нефтяным парам попадать в атмосферу.
5

Обратите внимание как расположены трубы, которые лежат на специальных эстакадах. Это сделано для того, чтобы в случае неисправности сотрудники нефтезавода могли с легкостью добраться до любой трубы.
6

А вот трубы с водой находятся глубоко под землей, так как в этом случае противопожарные коммуникации не могут быть повреждены в случае чрезвычайных ситуаций и не дадут сбоя. Видите эти красные краны? Это надземные элементы противопожарной системы, которая работает на пару.
Пар получается из обычной питьевой воды, такой же, которая идет из-под крана.  Интересный факт: первые строители предприятия не учли риска, связанного с наличием в Туапсе бурных рек. Из-за этого людям своими руками пришлось переносить русло реки Туапсе в сторону, площадку под строительство и укладывать бетонные плиты. Практически Египетские пирамиды строили. Кстати, ближайшие к жилой части города резервуары нефтезавода как раз наполнены резервной водой, а вовсе не нефтепродуктами.

7

Это будущая площадка для установки реакторов гидрокрекинга (они обеспечивают переработку топлива стандарта «Евро-5»). Сейчас тут роют котлованы и укрепляют стенки для защиты от оползней, а также строят аварийную объездную дорогу для внутреннего пользования.  Кроме того, на предприятии будет предусмотрена сейсмичность 9 баллов.
8

Здесь можно увидеть одну из печей нефтезаводской теплоэлектростанции. ТЭС уже давно работает на природном газе, благодаря чему удается избежать загрязнения атмосферы. Раньше использовался мазут, из-за которого в атмосферу попадали сажа и неустойчивые выхлопы, которые смешиваясь с воздухом могут быть взрывоопасны.  Бессажевое горение в печах позволило решить эту проблему.
ТЭС тоже работает в режиме реконструкции, по окончанию которой станция будет вырабатывать 247 МВт. Планируется, что ТЭС кроме покрытия 100% мощности завода будет являться резервом энергосистемы Туапсинского района, а часть энергии будет поставляться в «Кубаньэнерго» для обеспечения электричеством жителей города. Сегодня, чтобы избежать проблем со сбоями в подаче электроэнергии, работает 2 независимых друг от друга, но взаимозаменяемых источника.
Не обошлось без вопросов про западные санкции. Больше всего интересовала недавняя новость о прекращении совместных работ между Exxon Mobil и «Роснефтью». Сами Exxon'ы ничего никому не поставляют, а просто являются лицензиарами одного из проектов третьей стадии модернизации - установки глубокой переработки нефтяных остатков «Флексикокинг».  По словам Фабричного, ничего критичного с поставками из-за санкций уже случиться не может, так как большая часть необходимого оборудования уже закуплена и лежит на складах. Вот один из них.
9

А вот без «Ижорских заводов» предприятию пришлось бы не сладко. Например, оттуда были поставлены сферические резервуары для газа.

10

Парк сжиженного газа поставляет газ в «Горгаз» или напрямую на автозаправки через автоналивные эстакады. Вот они: как видите все герметично, а главное, минуется процедура бесконечного переливания и ёмкости в ёмкость, которая может быть опасна разливом продукта.
Меня заинтересовало, что сможет случиться с оборудованием в случае ЧП. Мне, как дурачку, показали на яблоках. Точнее, на бурах. Смотрите, вот бур, уходящий глубоко в землю (сваи, допустим, находятся на глубине 3 метра в скальной породе для повышения устойчивости). Так что, надо очень постараться, чтобы с этой конструкцией хоть что-то случилось. На остальных объектах все аналогично.
11

Нам сказали, что аналогов Туапсинского нефтекомплекса в России нет. Но, экологи сделали попытку честно отработать свой хлеб, напомнив о нефтезаводе в Киришах (ООО «Кинеф»). «Киришинефтеоргсинтез» - предприятие такого же уровня, многие установки были взяты по примеру именно оттуда. Но в Киришах на заводе используется много старого оборудования, которое требует ремонта и создает возможность потенциальной опасности. В Туапсе же абсолютно все оборудование новое.
Плюс, тут предусмотрено практически полное комбинирование, все установки между собой взаимосвязаны, что позволяет использовать отходы в работе, а продукты поставляют напрямую от одной установки к другой по герметичным трубам.
12

Важную роль играет логистика: нефть поступает на завод по трубопроводу, здесь перерабатывается и отправляется через железную дорогу или порт (куда, опять же, поставляется по трубам и терминалам) напрямую к потребителю. Иными словами, нефть практически не контактирует с окружающим миром. Исключение составляет терминал в порту, там нет возможности передать все напрямую по трубе до конечной точки из-за юридических проблем портовиков.
Нефтебаза.
Закончив смотреть на модернизацию изнутри мы отправились покорять нефтебазу. Тут оратором был главный инженер ООО «РН-Туапсенефтепродукт» Литунов Сергей Анатольевич. Многие ошибочно считают, что НПЗ и нефтебаза - это единое целое, но это далеко не так. Например, если на нефтезавода модернизация находится на втором этапе, то на нефтебазе она подходит к финальной стадии, так как началась еще в 1994 году.
13

На подъезде нам сообщили, что въезжаем мы на территорию в повышенной пожароопасностью, поэтому запрещаются все виды открытого огня (в том числе курение), использование сотовых телефонов и раций, кроме тех, что используют нефтяники для коммуникаций между собой.
Большую часть территории занимают резервуары с нефтепродуктами. Они строятся по принципу «Стакан в стакане», что позволяет избежать розлива нефтепродуктов и снижает число выбросов паров в атмосферу.

14

С крышей система особенно хитрая. Сверху жидкости находятся понтоны, представляющая собой держащиеся на поплавках листы. Эти листы не дают продукту нагреваться в жару и уходить пару атмосферу. Кроме понтонов от высоких температур защищает утепленная стенка, а сами резервуары обшиты профнастилом и покрашены специальной краской. При диаметре резервуара от 10 до 20 тысяч сантиметров, пространство для выхода пара занимает всего 15 см. И даже этому пару не дают выйти в атмосферу.

15

Видите эту желтую трубу с красным шаром посередине? Через нее из резервуаров выкачивается пар, его тоже используют в производстве. В красном отсеке пар перераспределяется.

16

На территории как НПЗ, так и нефтебазы работают системы гидроочистки. Она предназначены для того, чтобы нефтезагрязненые воды можно было в дальнейшем использовать в производстве. Правда, на выходе получается обычная дистиллированная вода, так что её иногда используют для бытовых нужд, например, для очистки территории.

17

К слову, территория нефтебазы - чуть ли не самое чистое место в городе. У них даже рядом со столовой есть небольшой пруд, где живут еще карпы.  Пока они маленькие и пугливые, вот этот (оранжевое пятно вверху слева) спрятался за кувшинками и наотрез отказался мне позировать. Кстати, карпы очень восприимчивы к экологии.

18

Такие эстакады, состоящие из 12 секций, можно встретить на протяженности всей территории предприятия, они предназначены для очистки воды, которая включает в себя целый комплекс фильтрации: от мембранного до ультрафиолетового. До модернизации воду просто-напросто сливали в Черное море, теперь такого себе никто не позволяет. Благодаря этой системе, городские сточные воды вместо того, чтобы попадать в реку или море, проходят систему очистки и используются в производстве.

19

После экскурсии была сама обычная конференция, перед которой я нахулиганил и сфотографировал кабинет Игоря Сечина.  Я вас разочарую, он ничем не отличается от остальных.

20

Мы послушали доклады и наше пребывание на предприятиях закончилось. Все оправились по своим делам: я гулять по Туапсе, корреспонденты монтировать материал, нефтяники работать, а экологи пить чай с печеньем.



Tags: пожарные дела, полезные ископаемые, производство, экология
Subscribe
promo engineering_ru april 30, 2014 15:00 70
Buy for 200 tokens
Originally posted by zilm at Как будут ремонтировать автомобили с углепластиковым кузовом? Когда инженеры BMW создавали свои подзаряжаемые автомобили, они столкнулись с необходимостью снижения веса. Аккумуляторы делают электромобиль или плагин-гибрид тяжелее аналога с ДВС, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments