alex_avr (alex_avr2) wrote in engineering_ru,
alex_avr
alex_avr2
engineering_ru

Западная станция водоподготовки. Москва.

Оригинал взят у alex_avr2 в Западная станция водоподготовки

Сегодня расскажу про Западную станцию водоподготовки, которая на днях отметила свой юбилей - 50 лет, при этом являясь самой молодой станцией водоподготовки Москвы.

Водоснабжение Москвы обеспечивают четыре крупнейших станции водоподготовки: Северная, Восточная, Западная и Рублевская. Первые две в качестве источника воды используют волжскую воду, подаваемую по Каналу имени Москвы. Последние две берут воду из Москвы-реки. Производительности этих четырех станций отличаются не очень сильно. Кроме Москвы они также обеспечивают водой ряд подмосковных городов. В настоящее время Западная станция обладает проектной производительностью 1700 тысяч м3 в сутки (а реально производит 1200) и питает водой преимущественно юго-западные, южные и юго-восточные части города. В будущем будет также питать часть территорий Новой Москвы.



Весь магистральный водопровод и канализация в Москве находятся в ведении Мосводоканала - одной из крупнейших организаций в городе. Для представления масштабов: по энергопотреблению Мосводоканал уступает лишь двум другим организациям - РЖД и метро.




Западная станция прежде всего примечательна своим местоположением. Она находится далеко от Москва-реки и у меня, как у многих, когда-то возник вопрос - а откуда она берет воду? Оказалось, что вода берется из Москва-реки и потом, не очищенная, около 15 километров по трубам перекачивается на станцию.

На карте:
1 (красная отметка) - Западная станция водоподготовки.
2 (голубая отметка) - Водозабор Западной станции и насосы первого подъема.
3 (зеленая отметка) - Рублевская - старейшая станция водоподготовки Москвы и Рублевский гидроузел.
Синяя линия - путь "грязной" воды из Москва-реки до станции.


Подобное решение позволило обеспечить чистой водой юго-западные и южные районы города. Никакие другие станции этого сделать не могли.

Западная станция водоподготовки примечательна тем, что на ней Мосводоканал испытывает и отлаживает все новые технологии очистки воды, а потом уже переносит их на другие три станции.

Начнем с диспетчерской. Из нее управляются и контролируются все процессы на станции. В диспетчерской круглосуточно работают две женщины. Они в реальном времени получают всю информацию со всей огромной станции.



Станция действительно огромная - из угла в угол территория имеет протяженность почти полтора километра.



Сюда стекается вся мыслимая и немыслимая информация - данные мониторинга параметров воды на входе, выходе и всех промежуточных этапах очистки, данные о технологическом процессе, данные о состоянии разного оборудования, заполненности емкостей и т.п.



Контроль за качеством воды серьезный. Очищенную воду проверяют как минимум три независимые инстанции - сам Мосводоканал, подрядная организация и Ростехнадзор. Проверка производится не только на выходе со станции, но и в разных частях водопроводной сети в Москве.



Переместимся на один из блоков очистки воды. Это самый современный блок построенный на станции. Проектная производительность 250 тысяч м3 в сутки. Обратите внимание на ступенчатую форму здания - она соответствует последовательности очистки воды - по мере очистки вода самотеком стекает все ниже и ниже.



Тут, пожалуй стоит немного рассказать про основные этапы очистки воды.

В первую очередь вода забирается из реки, где очищается от крупного мусора, рыбы и т.п. и насосами первого подъема закачивается на станцию. Затем вода попадает в смеситель, где к ней добавляются различные вещества - коагулянты и флокулянты, способствующие выпадению осадков. Все те загрязнения, что есть в воде превращаются в хлопья и осадок. Затем воду отправляют в отстойник, где остается большая часть примесей. Следующий этап - песчаные фильтры. Через них вода не спеша просачивается, оставляя большую часть загрязнений. Далее - озонирование. Это новый этап, очистки, который раньше не применялся. Суть должна быть понятна по названию - в воду подают большое количество озона, который хорошо способствует очистке воды, разрушая различные примеси. Последний этап - пропуск воды через угольные фильтры. После этого в воду добавляется гипохлорит натрия. Вода накапливается в резервуарах, откуда насосами второго подъема подается в город.



Теперь повторим тот же путь, но уже на местности. Насосы первого подъема находятся на большом удалении от станции, поэтому посмотреть на них не удалось. Но они аналогичны насосам на Рублевской станции и на них можно посмотреть в отчете с нее.

Начнем со смесителя. Признаюсь честно - я так и не понял где конкретно он находится, но где-то в недрах вот этой части блока. Сюда поступает "грязная" вода и в нее добавляются разные реагенты, причем зависящие от конкретных параметров воды, т.к. они меняются, например весной, в половодье, очевидно, что вода совсем не такая как зимой.


На следующем этапе вода поступает в камеру хлопьеобразования, которую проходит примерно за 30 минут. В камере она не спеша мешается специальным устройством с мотором.



Общий вид на эту часть блока. Далее вода течет налево, в зону отделенную от внешнего мира стеклом.



Весь дальнейший путь воды лежит через вот такие "чистые" зоны.



Вода попадает в так называемые переливные лотки.



Они не пропускают образовавшиеся хлопья, осадки и пленочки.



Вода тонкими струйками стекает в лоток и течет дальше на очистку, в то время как крупные загрязнения оседают и удаляются специальным механизмом.



Следующий этап - песчаные фильтры.



Принцип работы крайне прост - вода просачивается через слои песка разной зернистости, оставляя всевозможные загрязнения в этом песке.



Средняя скорость воды на этом этапе - 6 метров в час. Разумеется фильтры загрязняются и их промывают(насколько я понял для этого используются эти синие трубы). В фильтр подают воду под напором и она вымывает все загрязнения, после чего он снова готов к работе.



Очень понравилось современное оборудование на станции.



А в особенности, как электронщику эти запорные механизмы с красивым дисплейчиком :)
Управляются они дистанционно, впрочем как практически все на этой станции. За пару часов гуляния по огромному блоку мы не встретили ни одного работника - все очень хорошо автоматизировано - само включается, выключается и контролируется. Кром етого везде царит полная чистота и порядок.



Кстати, насчет контроля. Для контроля воды есть отдельное помещение(вероятно не одно), куда заходит множество труб.



К трубам подключено множество измерительной аппаратуры.



Как раз с этих(но не только) приборов и поступает информация в диспетчерскую.



После песчаных фильтров вода поступает на озонирование. Процесс происходит где-то за стенкой и посмотреть на него нельзя - озон крайне опасный газ и все происходит в закрытом объеме. Но разрешу себе еще раз послать в отчет с Рублевской станции - в нем вопрос озонирования раскрыт полностью - начиная от красивого процесса получения озона и кончая заглядыванием через иллюминатор в резервуар озонирования.



Очередная "ступенька" - переход на следующий этап очистки воды. Можно оценить размеры блока по людям :)



Просто красивые трубы.



Следующий этап - угольные фильтры.



Уголь черный, поэтому ничего не видно :)
Это последний этап очистки воды. Уголь со временем теряет свои свойства и его постепенно меняют, примерно 5-10% загрузки в год.



Когда мы уже уходили удалось издалека увидеть процесс промывки угольного фильтра. На фото можно разглядеть поток воды вытекающий прямо из него.



Перед тем как воду пустить в городские сети ее хлорируют. Делается это не потому, что вода грязная или зараженная, а потому, что в огромнейшей московской водопроводной сети(тысячи километров) неизбежно могут быть участки с застаивающейся водой. Чтобы вода не "зацвела" в таких участках в нее и добавляют хлор. И вот тут есть одно существенное новшество, которым Мосводоканал сильно гордится.

Раньше в качестве реагента использовался жидкий хлор, а теперь гипохлорит натрия. С точки зрения безопасности получившейся воды между ними разницы нет - она и так и так получается безопасной. Но с жидким хлором очень тяжело и опасно работать. Его опасно возить в машинах, его опасно хранить в емкостях. Когда в советские времена станции водоподготовки были далеко "в полях" это не было большой проблемой. Сейчас же вокруг станций выросли жилые массивы и любая утечка жидкого хлора могла бы привести к очень плохим последствиям. Гипохлорит натрия же безопасен (в быту часто используется в качестве отбеливателя). Его можно возить и хранить без особых мер предосторожности. Западная станция водоподготовки была первой полностью перешедшей на использование гипохлорита натрия.

Для его хранения был построен специальный склад с огромными резервуарами(если не ошибаюсь с емкостями по 50 и 90 кубов или около того).



В резервуарах содержится примерно двухнедельный запас реагента на гипотетический случай перебоев поставок.



Из резервуаров реагент с помощью специальных насосов и клапанов подмешивается в воду.



Каждый из насосов срабатывает примерно раз в секунду, а вместе они все издают довольно забавные звуки :)



Вот и все, очищенная вода поступает в огромные подземные резервуары. Они нужны для того, чтобы сглаживать суточные пики потребления. Станция при этом работает в постоянном режиме, без резких перепадов. Из резервуаров вода закачивается в городские сети насосами второго подъема.



Выражаю огромную признательность пресс-службе Мосводоканала за приглашение, директору станции Власову Дмитрию Юрьевичу за подробный рассказ и экскурсию по станции, а также любимой walsk помогавшей записывать всю важную информацию, пока я бегал с фотоаппаратом :)




Аналогичные отчеты с других сооружений Мосводоканала:
Курьяновские очистные сооружения
Люберецкие очистные сооружения - как очищают сточные воды Москвы и борются с запахами
Как очищают водопроводную воду в Москве. Рублевская станция водоподготовки.
Рублевский гидроузел и водозаборная станция
И мое личное небольшое исследование:
● История подземелий московского водопровода часть 1, часть 2

Tags: водоснабжение и канализация
Subscribe
promo engineering_ru april 14, 2014 13:47 105
Buy for 200 tokens
В 50-х годах Советский Союз вел грандиозные стройки, одной из которых был невиданный по тем временам проект — подземный тоннель на остров Сахалин, получивший рабочее название «Строительство № 506″. В конце 40-х, начале 50-х годов XX века остров Сахалин переживал бурный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments