Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

Тоннель под Гибралтарским проливом

Сейчас вопрос о соединении обоих материков туннелем стал вполне актуальным, особенно в связи с намечающейся постройкой железной дороги через Сахару и подводного железнодорожного туннеля под Ла-Маншем. В осуществление всех этих грандиозных работ Гибралтарский туннель даст возможность пассажирам совершать без пересадки такие железнодорожные перегоны, как Лондон-Капштадт.



Подробно останавливаться на проекте Ибанес де-Иберо мы не будем, так как этот проект уже достаточно подробно рассмотрен в "Науке и технике" в 1928 году. Напомним лишь, что Иберо предлагал соединить оба материка подводным туннелем либо по линии наименьших глубин (мыс Трафальгар — мыс Малябата), либо по линии залив Вакероз — г.Танжер, либо наконец по ломаной линии залив Вакероз — Кале-Гранде у мыса Аль-Боасса (рис. 1)


Теперь, не меняя общей схемы своего проекта (две главных туннельных трубы на расстоянии 10 м друг от друга и несколько ниже одна вспомогательная боковая труба для сточных вод), Ибанес выдвигает еще четвертый вариант, предусматривающий прокладку туннеля по закругленной линии, соединяющий губу Болонья с мысом Аль-Боасса, который находится, как и Кале-Гранде, в зоне испанского влияния на Африканском материке. Этот последний проект выгоден тем, что при общей длине туннеля в 50,3 км его подводная часть равна лишь 27,3 км, остальные же 23 км приходятся на подходы по сухому пути. Кроме того и наибольшая глубина туннеля ограничивается 410 м вместо глубины в 440 м предыдущих вариантов. Стоимость туннеля по последнему проекту и срок его постройки остаются теми же — 330 млн. пезет и 5-6 годами.

Другой проект подводного туннеля под Гибралтарским проливом разработан совсем недавно испанским военным инженером Педро Женевуа. Уже в настоящее время на испанском берегу начаты работы по исследованию грунта, в котором должен быть проложен туннель; такие же работы намечены и на марокканском побережьи.

Проект Женевуа предусматривает прокладку туннеля между г. Тарифом и мысом Аль-Бoacca (рис. 1) длиной в 33 км. Оба спуска соединяются горизонтальной соединительной галлереей длиной в 1,5 км, находящейся на глубине 60-80 м от дна пролива в самой глубокой его части




Собирающаяся в самой низкой части туннеля вода должна отходить по двум отводящим сточным каналам, примыкающим к вертикальным отходным колодцам глубиной в 550 м, расположенным с каждой стороны пролива. Женевуа проектирует туннель в виде двух параллельных труб диаметром в 6 м (рис. 3) проложенных на расстоянии 60 м друг от друга; туннельные трубы через каждые 200 м соединяются поперечными галлереями высотой в 2,7 м и шириной в 1,5 м. В середине под этими галлереями расположена дренажная труба, собирающая воду и перебрасывающая ее к отводящим сточным каналам. Туннельные трубы должны быть покрыты изнутри защитной каменной футеровкой толщиной в 0,7 м, а дренажная труба — футеровкой толщиной в 0,5 м.

Очень оригинален проект испанского инженера Галлего Херрера, который предлагает соединить Европейский и Африканский материки пловучим подводным туннелем, проходящим в небольшом расстоянии от поверхности моря


Этот туннель представляется в виде металлической трубы, имеющей в разрезе вид эллипса, составленной из 75 отдельных сболченных между собой отрезков длиной по 200 м, соединяющей оба материка по прямой линии — между мысом Лебуш (около Алжезираса, Испания) и мысом Бланка около Цеуты; общее протяжение туннеля 15 км. Труба, обладающая достаточным запасом пловучести (18 тонн на 1 м длины), удерживается на определенной глубине системой стальных канатов (рис. 4), надежно заякоренных к железобетонным кессонам, погруженным на дно пролива; в оконечностях труба примыкает к сухопутным секциям туннеля, длиной по 4 км


Поперечный разрез туннельной трубы показан на рис. 5; она должна иметь ширину 25 м при высоте 18,5 м; большая ширина трубы дает возможность прокладки в ней двух железнодорожных линий и сооружения двух автомобильных шоссе шириной по 5,5 м. Свежий воздух нагнетается насосами в нижней части туннеля, а испорченный собирается в верхней его части, откуда отсасывается насосами.

Примерно такого же устройства туннель был предложен в 1893 году английским инженером Эдвардом Рид для соединения Англии с Францией через Па-де-Кале. Только в том проекте туннельная труба, проходящая в некотором расстоянии от поверхности, не обладала пловучестью и должна была покоиться на ряде каменных опор, поставленных на дне пролива.

Усиленная разработка французскими и испанскими инженерами вопросов, связанных с сооружением туннеля вытекает из все обостряющихся противоречий между франко-испанским империализмом в его стремлении укрепиться на Африканском материке. Все предложенные по этому поводу проекты преследуют почти исключительно военные цели и являются одним из звеньев в цепи бешеных приготовлений империализма к новой мировой бойне.

"Наука и техника", №16 за 1930



На закуску новость из 2008 года:
Испанско-марокканский проект строительства подводного тоннеля в районе Гибралтарского пролива столкнулся с трудностями. Пробное бурение на трассе будущего тоннеля показало наличие в самой середине пролива двух глубоких пластов глинистых почв, которые, по мнению специалистов, могут стать препятствием для прокладки тоннеля.
Tags: история, проектирование & проекты, тоннели, транспорт
Subscribe
promo engineering_ru april 30, 2014 15:00 70
Buy for 200 tokens
Originally posted by zilm at Как будут ремонтировать автомобили с углепластиковым кузовом? Когда инженеры BMW создавали свои подзаряжаемые автомобили, они столкнулись с необходимостью снижения веса. Аккумуляторы делают электромобиль или плагин-гибрид тяжелее аналога с ДВС, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments