Про дороги и транспорт (sd7962) wrote in engineering_ru,
Про дороги и транспорт
sd7962
engineering_ru

Объезжаем пробки по обочинам. Как в Германии?

Недавно появилась новость:

Объезжать автомобильные пробки по обочинам, как это делают в Германии, предлагают отраслевые эксперты.
Авторы инициативы — проектировщики и общественники — приводят в пример Германию, где во время заторов обочины превращаются в еще одну полосу для движения, причем совершенно официально. У нас же край дороги можно использовать только для экстренной остановки, да и то не везде — на мосту и скоростной трассе такая остановка нежелательна.

А как в Германии на самом деле? Разбираемся под катом

UPD: В виду большого количества примеров участков (насчитал 4) с управлением возможностью проезда по остановочной полосе планирую написать разбор этих исключений. По предварительным данным общая протяженность таких участков составляет 350 км. Общая протяженность автобанов (исключая остальные загородные дороги) около 13000 км.

Источник


Затор на автобане А2. Германия (Фото: KEYSTONE/Karl Mathis)


В чем же ошибка? Взглянем на типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии

Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (двухполосная дорога) (Источник: RAL 2012)



Типовой поперечный профиль загородной дороги в Германии (дорога с разделительной полосой)

3,5 метра - полоса для движения, 0,5 метров - краевая полоса. А обочина имеет ширину всего лишь 1,5 метра. Реально по ней проехать объезжая затор? Я уже молчу про дорожную разметку, которая запрещает выезд на обочину, а также про отсутствие асфальтового покрытия. Неужели кто-то думает, что немцы настолько не заботятся о своих дорогах, что позволяют выносить тонны грунта/почвы с обочин на проезжую часть?

Резонный вопрос, а для чего тогда устраивается обочина в Германии? Это можно легко понять, прочитав немецкие нормативы на проектирование загородных дорог (RAL 2012):

Обочина предназначена для размещения элементов оснащения (дорожных знаков, рамных опор для дорожных знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений), а также для нужд обслуживающих служб. Исходя из условий использования обслуживающими службами, а также для стоянки неисправных автомобилей обочина должна быть укреплена и иметь ширину 1,5 м.

Таким образом, Движение по обочине в Германии не разрешено.

Может быть это ошибка журналистов? А эксперты вовсе не обочину имели в виду. Ну, например, остановочную полосу на автобане.
Смотрим на типовой поперечный профиль автобана в Германии.

Типовой поперечный профиль автобана в Германии (шестиполосный автобан)

Полосы для движения - от 3,75 до 3,50 м, краевая полоса - 0,50 м, остановочная (боковая) полоса - 2,50 м (в некоторых случаях - 2,00 м и 3,00 м - см. ниже), обочина - опять же 1,50. Возможно журналисты или эксперты имели в виду остановочную полосу? Прочитаем, что написано про назначение остановочной полосы в немецких нормативах на проектирование автобанов (RAA 2008).

Остановочные полоса являются неотъемлемой частью поперечного профиля на автобанах исходя из соображений безопасности дорожного движения и обеспечения обслуживания дороги. Конструкция дорожной одежды на остановочной полосе аналогична конструкции на проезжей части для обеспечения проезда тяжелого транспорта во время ремонтов и аварий (во время ремонта и аварий, которые мешают проезду по проезжей части, транспортный поток пускается по остановочной полосе).

Для автобанов высших категорий исходят из возможности безопасной остановки грузовиков и назначают минимальную ширину остановочной полосы 2,50 метра. Для автобанов низших категорий ориентируются на легковые автомобили, а минимальная ширина составляет 2,00 метра.

Для четырехполосных автобанов для системы движения 4+0 (на период ремонта или реконструкции одного направления автобана - см. рис. ниже) необходимо предусматривать остановочные полосы шириной 3,00 метра с краевыми полосами 0,75 метров для обеспечения проезда во время проведения ремонта или реконструкции дороги.





Система движения 4+0. Позволяет сохранить количество полос движения (общая ширина 12 м) при ремонте или реконструкции одного из направления автобана.

То есть, как видно из рисунка и из перевода норм, по остановочной полосе действительно возможно движение. Но! Это движение возможно на период проведения ремонтных работ с обозначением разметкой, знаками и другими средствами организации дорожного движения. Вводится для сохранения пропускной способности автобана. Кроме того, остановочная полоса может быть использована обычными автомобилями в случае крупной аварии.

Чего в нормах описано не было, так это сохранения беспрепятственного проезда по остановочной полосе для спецслужб (пожарных, скорой и полиции) - это тоже функция остановочной полосы.

Возвращаясь к исходному вопросу - Нет, по остановочной полосе движения транспорта во время заторов в Германии не разрешено.

Теперь заглянем в правила дорожного движения Германии. Первый пункт параграфа 2 указывает, что:

Автомобиль должен двигаться только по проезжей части. Остановочная полоса не является проезжей частью.

Посмотрим на штрафы. Использование остановочной полосы для опережения - штраф 75 Евро  (на данный момент 5 500 рублей) и 1 пункт.

Для большей убедительности - пара фоток с заторами на автобанах:

Затор на автобане А2. Германия (Фото: KEYSTONE/Karl Mathis)

Затор на автобане. Германия (Фото: http://www.br.de/nachrichten/verkehr)

Как мы видим, остановочные полосы не заняты автомобилями.

Еще пара ссылок:
Немецкая статья на тему Можно ли ехать по остановочной полосе во время заторов.
Немецкий авто-форум на котором обсуждается Как перестраиваться на переходно-скоростную полосу, если некоторые товарищи ездят по остановочной полосе.

Я не отрицаю, что в Германии в качестве исключения или эксперимента (обязательно научно-обоснованного) может вводиться возможность использования остановочной полосы. Однако, обязательно подчеркнуть слово исключение. Почему я его выделил? Нужно знать немцев - они очень консервативны в проектировании автомобильных дорог. Это связано с их ответственностью за поведение водителей, которое в свою очередь сильно влияет на безопасность дорожного движения. Видел ли кто-то транспортную развязку в германии принципиально отличающуюся от клеверного листа (условно, стандартных типов развязок в Германии несколько)? Я нет. Все элементы привычны и понятны для водителей, они знают чего ожидать. Будь то Берлин или Гамбург, или Мюнхен. Никому не придет в голову делать переходно-скоростную полосу, примыкающую слева к проезжей части на автобане. Это непривычно, это опасно, даже если позволяет существенно снизить затраты и вписать развязку в существующие условия. Также и с движением по остановочной полосе. Что будет происходить в зоне начала переходно-скоростной полосы? Кто будет иметь приоритет - тот кто едет по проезжей части или кто едет по остановочной полосе (ведь в зоне переходно-скоростной полосы остановочная полоса исчезает и становится проезжей частью). Очень много деталей, которые сильно усложняют правила движения и могут быть истолкованы по разному. А где сложно и непонятно - там выше опасность.

Тем не менее не смотря на свой консерватизм немцы исследуют поведение людей (в частности водителей) и совершенствуют свои нормы проектирования, делая поездку комфортнее и безопаснее для автомобилиста. Водитель по сути не ощущает изменений, но лучше соблюдает правила, спокойней себя ведет и, соответственно, совершает более безопасную поездку. Немцы обдуманно выбирают направление и идут до совершенства. А не так как у нас - метаются из стороны в сторону. То диагональный переход (необоснованно), то устранение пересечения пешеходных и транспортных потоков (необоснованно), то резкий категорический отказ от отличной для определенных условий транспортной развязки по типу клеверный лист (необоснованно), то наконец - давайте изменим функцию обочин. Меняете функцию - называйте по другому! Или вы на тех же обочинах, где будут ездить автомобили собираетесь устанавливать барьерные ограждения? Будет отлично выглядеть и можно будет хорошо проехать по такой обочине.

Теперь посмотрим, какое определение обочине дает нормативная документация в РФ

Из ГОСТ Р 52399-2005:

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.
3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

Все как-то не понятно. Интересно, для чего же она нужна? Заглянем в ПДД:

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Странно, что не указана возможность установки барьерных ограждений и сигнальных столбиков. Они ставятся именно на обочине (ГОСТ Р 52289-2004). Что значит для "движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами"? Ответ даст Википедия:

Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств (ПДД 9.9).
Обочина предназначена для:

  • остановки и стоянки транспортных средств (ПДД 12.1);

  • разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину (ПДД 8.8);

  • при отсутствии тротуаров — для движения пешеходов (ПДД 4.1);

  • при отсутствии велосипедных дорожек — для движения велосипедов и мопедов (если это не создаёт помех пешеходам, иначе велосипеды и мопеды должны двигаться по проезжей части) (ПДД 24.2).


Как мы видим из ПДД, обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств.

Эксперты предлагают очередную замену понятий и путаницу. Разрешим нормальное движение (пускай только на время заторов, но все же нормальное. Хотя тут еще нужно будет подумать, как определить - есть затор или его нет, чтобы понимать, можно ли ехать по обочине или нет). А куда девать пешеходов, которые ходят по обочине в отсутствии пешеходных дорожек? А куда должно устанавливаться барьерное ограждение? Уберем его совсем. Хотя нет, лучше введем новое понятие - банкет и поставим на него барьерное ограждение. На банкете же будет возможность экстренной остановки транспортных средств и прохода пешеходов. И ничего, что слово банкет уже существует и означает определенный элемент земляного полотна и имеет свою функцию - мы его тоже как-нибудь по другому назовем.

Не замечаете странности ситуации? Как-будто кто-то хочет себя чем-то занять, просто так, чтобы чем-то заниматься. Причем не важно чем. Но лучше не сильно напрягаться...

В итоге

Если расшифровать все написанное экспертами в статье и перевести на язык правильных терминов, то получится примерно следующее:

Устроить дополнительную полосу для движения автомобилей и убрать из элементов поперечного профиля обочину (совсем убрать или сократить ее до минимума - из статьи не ясно).

Зачем городить огород с обочинами - не понятно. Зачем ссылаться на мифическую германскую практику - тоже не понятно. Хотите сделать как в Германии - сделайте сначала хотя-бы усилие, чтобы изучить немецкие нормы проектирования и правила дорожного движения.
Tags: дороги, транспорт
Subscribe
promo engineering_ru october 10, 2014 18:19 85
Buy for 200 tokens
Американская компания Lit Motors разработала двухместный электрический мотоцикл с закрытым кузовом. Правда пока он существует лишь в виде полноразмерного макета. Изюминка конструкции – пара маховиков, установленных под полом аппарата. Теоретически, они придадут машине хорошую…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →