lazy_flyer (lazy_flyer) wrote in engineering_ru,
lazy_flyer
lazy_flyer
engineering_ru

Второго шага псто...

Оригинал взят у lazy_flyer в Второго шага псто...
Вы уже знаете что и где купить для проекта. У вас есть где и кем проект реализовывать. Ура, можно начинать ваять? Неа, не можно.
Пока у вас нет двух крайне важных деталей. ТЗ. Бюджет. Не счесть проектов, полегших на поле боя  по причине недостаточного бюджета и криво написанного ТЗ.
ТЗ, оно же техническое задание.
То есть формальное описание пожеланий заказчика. Что он хочет получить и как он это хочет использовать. Оптимистично предположим, что заказчик попался вменяемый и пригласил вас к обсуждению ТЗ. Он вам в какой то мере доверяет, не опасается откровенного надувательства. Либо же у него есть с кем обсудить ваши предложения если возникнут сомнения в процессе формулирования ТЗ.
Что вы должны от заказчика услышать?
Первое, и самое главное - зачем ему нужен беспилотник, вкуда он намерен его использовать. Если в ответ на этот простой вопрос вы слышите невнятное мычание или заказчик начинает бороздить просторы Большого театра, наверное стоит задуматься, по пути ли вам с таким клиентом? Хотя мне доводилось услышать ответ - хачу! Шоб было! Клиент всегда прав. :)))
Второй вопрос - как и где он намерен беспилотник использовать. Как хранить. Как возить. Кто и в каком количестве человеков будет запущать, собирать, разбирать, обслуживать. В какую погоду, в какой местности, как часто эта штука будет летать.
Третий вопрос - собственно технические характеристики поделия. Как долго и как далеко оно должно летать. Что в полёте делать. Какие железки таскать на борту. На каком расстоянии должно работать видео, на каком - телеметрия. Что делать если оно упало, как его потом искать? В какую погоду оно по мнению заказчика должно летать.
Четвёртый вопрос - состав наземного оборудования. Сколько и  каких компьютеров, мониторов, мачт, антенн, генераторов, прицепов, автомобилей, гаечных ключей и синей изоленты должно обеспечивать эксплуатацию аппарата.
Пятый, шестой, седьмой...
Чем больше вопросов вы зададите заказчику, чем точнее и определённее будут ответы - тем проще вам будет жить дальше. Если вас пригласили к обсуждению, то вероятно хотят услышать аргументы за и против, подсказки и советы. И если вы честный человек, а не шарлатан - вы честно будете заказчику подсказывать что можно, а что нельзя. Где границы законности в его рассуждениях, где и какие технические и эксплуатационные ограничения. Он верит в ваши знания, опыт и умения. А очень часто заказчик просто не знает предметной области. У него нет опыта использования беспилотников, у него даже нет опыта использования пилотников! Он слышал, что это круто и модно и позволит сэкономить мильёны денег. Если вы честный человек, вы расскажете ему всю правду. И вполне вероятно, что дальше обсуждения дело не пойдёт, ваш потенциальный клиент уразумеет всю бессмысленность затеи. Вы пожмёте друг другу руки и расстанетесь. Один с облегчением, второй с сожалением, но  без скандала и мордобоя. А если вы шарлатан и впариваете клиенту грушки на вербе, что же, пусть всё останется на вашей совести. Как появляются летающие монстрики, я ещё напишу.
Бюджет.
То есть сколько денег клиент готов потратить на разработку будущего изделия. Он уже приблизительно знает, что может получить ( вы обсудили ТЗ ), а теперь озвучивает свою финансовую состоятельность. И слушает ваше скромное предложение, то есть на какую суммы вы готовы облегчить его банковский счёт.
В этот момент крайне важно понимать с кем вы разговариваете. Человек напротив вас распоряжается деньгами или он посредник, работающий за %%? Он имеет право принимать решения по бюджету или просто собирает информацию для представления выше? Как и в каком виде эта информация попадёт на стол принимающего решения? Вы уверены, что он не увеличит сумму на 10-15-25-60-160%? Он банально честен или ожидает от вас немного маслица в кашку? Увы и ах, реалия жизни таковы, что сталкиваться приходится с разными человеками и нужно быть готовым к каждому развитию событий.
Если внезапно на свои предложения вы слышите "а на АлиБаба китайцы продают за тритыщи баксов вот такое" то не пугайтесь. Спокойно допейте чай ( кофе, молоко, сок, водку - нужное подчеркнуть ) с милой улыбкой на лице соберите со стола документы ( чашки, печеньки, закуску - нужное подчеркнуть ) и шагайте по своим делам дальше. И больше к этому клиенту никогда не возвращайтесь. Если вы слышите "а вот в интернете я видел RV Jet ( Bixler, SkySurfer, Talon - вписать желаемое ) за триста баксов и оно клёва работает" - поступайте как описано выше. Допить, собрать документы, попрощаться.
Эти слова вы можете услышать ещё на этапе обсуждения ТЗ, очень часто так бывает. Поступайте так же.
Когда вас попросят обосновать ваши расходы и в ответ скажут - а я своим инженерам столько не плачу - поступайте как выше. Дорого? Значит мы не подходим друг другу. Значит ваши ожидания не коррелируют с вашим кошельком.
Но как появляются летающие монстрики, я ещё напишу...
Клиент должен понимать разницу между курточкой из кожи трёхлетнего дермантина, купленной на базаре и кашемировым пальто шитым на заказ, по фигуре. Нет, я не отрицаю факта здорового торга. Вы хотите заработать побольше, клиент хочет заплатить поменьше, могучая рука рынка вами руководит. Но это должен быть здоровый торг.
Конечно, в разных странах понятие "здоровый торг" имеет отличный смысл, но вы ведь на своей территории работаете?
А если вы шарлатан и готовы получить заказ любой ценой...Об этом поговорим отдельно.
Tags: авиация и воздухоплавание, проектирование & проекты, своими руками
Subscribe
promo engineering_ru september 18, 2014 11:08 62
Buy for 200 tokens
Израиль. Для защиты от ракет над существующими зданиями делают дополнительную крышу, опирающуюся на отдельностоящие колонны: Больше убежищ здесь.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments