Татьяна (tat_dt) wrote in engineering_ru,
Татьяна
tat_dt
engineering_ru

Газовое освещение

Гуляя по петербургским парадным я иногда встречаю вот такие необычные чугунные торшеры. Предполагаю, что это остатки газовых фонарей - при внимательном осмотре видно, что внутри расположены металлические трубочки, через которые мог поступать газ.

ул. Ломоносова, 11.









Материалов об истории газового освещения в Петербурге удивительно мало. Известно, что первые газовые фонари появились у нас осенью 1819 года. В 1820-м году в здании Генерального штаба была оборудована газовая люстра на 336 рожков. В 1835 году учреждено «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», основной целью которого было поставлять газ для внутреннего освещения домов. В 1839 году был построен газовый завод в районе Обводного канала и установлены газовые фонари на Дворцовой площади, Невском проспекте и ближайших улицах.
По всей видимости газовое освещение не получило широкого распространения из-за дороговизны. Е. Юхнёва в в своей книге "Петербургские доходные дома" пишет, что для квартирного освещения использовались два типа газовых горелок, горелка Арганда и открытая газовая горелка, первая обходилась в 4 раза дороже, чем освещение керосином, вторая - в 10 раз. Она сообщает, что для бытовых нужд газ подавался в 1860-х годах только в небольшое число домов на Невском проспекте и прилегающих улицах, причём первоначально газовые светильники устанавливались только на лестницах.
«Общество освещения газом Санкт-Петербурга» сталкивалось с финансовыми трудностями, число абонентов росло медленно, высокая себестоимость перегонки газа в сочетании с плохо контролируемым его потреблением приводили к серьёзным убыткам, и только поддержка высокопоставленных лиц спасла общество от банкротства.
В конце XIX века газовое освещение распространилось шире - но стало вытесняться электрическим.

Листая интернет в поисках материала для этой заметки я натолкнулась на интересное описание процесса попадания светильного газа в помещения. Внутри зданий устраивались резервуары для хранения газа, соединённые трубами с одной из наружных стен, на выходе трубы перекрывались клапанами. Баллон с газом подвозили к стене здания, к клапану присоединяли резиновый рукав и пускали газ. "При таком примитивном способе перекачки много газа улетучивалось наружу и на большом пространстве сильно пахло газом. Публика, зажимая носы, обходила на почтительном расстоянии эти пахучие операции".

Конструкция газовых ламп постепенно эволюционировала:




Наиболее популярные на западе в 1850-х годах газовые лампы выглядели так:




Обе иллюстрации найдены на сайте, посвящённом William Sugg & Co, и там ещё много всего интересного. А про конструкцию и принцип работы можно прочесть здесь

Трудно сказать, как при таком освещении выглядели интерьеры, но если они светили примерно как современные туристические газовые фонари, ровным белым светом без жёлтого оттенка ламп накаливания и мертвенных тонов энергосберегающих ламп, это должно было быть очень красиво.
А свет уличных газовых фонарей можно увидеть в Александровскому саду у памятника Пржевальскому, там в прошлом году были установлены фонари с газовыми горелками, в память о первых газовых фонарях, которые сменили масляные уличные светильники в XIX веке. Газовый торшер можно узнать по "ножкам", на которых приподнята светильная камера. "Настоящие", из XIX века, уличные газовые фонари тоже можно увидеть, правда, они переоборудованы в электрические - это фонари вокруг Медного всадника, памятника Николаю I, у Мариинского дворца, у памятника Екатерине Великой в Екатерининском сквере, у Александринского столпа.

Остальные фотографии из парадных старые, поэтому они несколько меньше размером.
На Загородном проспекте:







Моховая, 44:

Photobucket

Вот так правый столбик выглядит сверху:

Photobucket

ул. Достоевского:

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket
Tags: газ, история, освещение
Subscribe
promo engineering_ru апрель 14, 2014 13:47 105
Buy for 200 tokens
В 50-х годах Советский Союз вел грандиозные стройки, одной из которых был невиданный по тем временам проект — подземный тоннель на остров Сахалин, получивший рабочее название «Строительство № 506″. В конце 40-х, начале 50-х годов XX века остров Сахалин переживал бурный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments