Вячеслав Землянский (ins0mnis) wrote in engineering_ru,
Вячеслав Землянский
ins0mnis
engineering_ru

И дался нам этот трамвай?

В рунете в данный момент набирает обороты движение за сохранение и развитие трамвая, как оптимального вида общественного транспорта. Очевидны преимущества электротранспорта перед автобусами - ведь маршрутный транспорт может использовать контактную сеть, что избавляет его от главного недостатка - малоёмкого аккумулятора. Остаются сплошные плюсы: элетротранспорт экологичней, экономичней, лучше разгоняется и прёт в гору, при торможении возвращает энергию и экономит ресурс колодок, не требует расходников (масла, антифриза, уплотнителей цилиндра, воздушных и топливных фильтров, приводных ремней, дисков сцепления, нейтрализаторов), надёжней и долговечней (т.к. двигатель лучше сбалансирован и не подвергается ударным нагрузкам).
Вопросы возникают при выборе между разными видами электротранспорта. Вопросы такого рода: почему бы не использовать компромиссный троллейбус? Ведь ему не нужны рельсы, а новые модели могут проезжать часть маршрута на батареях. Имеет ли движение по рельсам принципиальные преимущества?
IMG_0450
Движение по рельсам это не просто дань традиции, когда гладкая сталь была желанной альтернативой раздолбанным мостовым. Рельсовый транспорт предпочтительней сразу по нескольким пунктам:

1. Экономичность.
При движении колеса по любой поверхности возникает трение качения. Под весом кузова колесо немного сплющивается, а дорожное покрытие немного прогибается. Получается, что машина постоянно едет в гору на колёсах с восьмёркой. Так вот - стальное колесо деформируется о рельс гораздо меньше, чем пневматическая шина об асфальт. Таким образом, трамвай оказывается ещё экономичней (раз в 5, как минимум).
Кроме того - из списка затрат исчезают шины и регулировка подвески.

2. Простота управления.
Для движения троллейбуса нужна полоса с запасом по сторонам, т.к. из-за неравномерности  настроек подвески и стёртости покрышек машину может вести в сторону. Приходится закладывать поправку на мастерство водителя. Скользкая дорога усугубляет проблему. Особенно остро проблема стоит на поворотах: передние колёса направляются водителем, а вот задние живут своей жизнью - норовят уйти в занос или наоборот, срезать угол. Поэтому в кривых габарит приходится ещё больше расширять. Или использовать сложные системы подруливания задних осей. 
Трамвай всеми колёсами движется по рельсам, не имеет рулевого управления и лишён этих проблем в принципе. Трамвай не уходит в занос, не вылетает на встречку и не врезается в остановки. Возле трамвайных путей можно впритык разметить парковку, не опасаясь что кондуктор лёгким движением руля оставит машины без зеркал.
Трамваю не нужно место для разворота - за пределами постсоветского пространства в ходу исключительно двусторонние трамваи, которые могут ездить вперёд и назад, как электрички. Трамвайные кольца можно отдавать под застройку, а составы делать очень длинными и сцеплять в системы.

3. Привлекательность для пассажиров.
Парадоксально, но статистический факт - главный недостаток недостаток трамвая, в виде привязанности к маршруту, оборачивается преимуществом. Людям по душе стабильность, они видят рельсы и думают: "автобусный маршрут могут изменить в любой день, а вот рельсы так просто не переложишь, они тут лет 50 уже. По рельсам легко вернуться, если проехал остановку в незнакомом районе. В американских городах на улицах, где пускали трамвай, возрастали продажи в магазинах и подскакивала цена на жильё. После чего коммерсанты начали бомбить мэрию предложениями построить побольше веток. Это как эффект от открытия станции метро в миниатюре.

Таким образом, рельсовый транспорт имеет множество вполне объективных преимуществ. В то же время трамвай часто критикуется не совсем справедливо. Высокая стоимость укладки рельсов не означает, что троллейбус и автобус ездят по бесплатным дорогам. Выделенную полосу (неотъемлемый атрибут ОТ большого города) тоже нужно построить и периодически ремонтировать. А тяжёлые автобусы вносят в разрушение полотна неслабый вклад (асфальт в остановочных карманах часто представляет собой печальное зрелище).
 
P.S. Пару слов в защиту троллейбуса.
Троллейбус вне конкуренции при определённых условиях - на холмах. Там трамвай проигрывает, так как буксует при определённом уклоне (канатный трамвайчик Сан-Франциско скорее аттракцион, т.к. движется с постоянной небольшой скоростью и не может самостоятельно поворачивать), если только не использовать экзотический линейный двигатель. Автобус также проигрывает, из-за необходимости постоянно переключать передачи и тормозить, что снижает КПД двигателя. Троллейбус же берёт лучшее от обеих систем - высокое сцепление шин и эффективность электродвигателя, чем и заслужил популярность в Крыму и в том же Сан-Франциско.
Tags: транспорт
Subscribe
promo engineering_ru ottobre 10, 2014 18:19 85
Buy for 200 tokens
Американская компания Lit Motors разработала двухместный электрический мотоцикл с закрытым кузовом. Правда пока он существует лишь в виде полноразмерного макета. Изюминка конструкции – пара маховиков, установленных под полом аппарата. Теоретически, они придадут машине хорошую…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 450 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →