Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

FIDO - служба разгона тумана

До введения Закона о чистом воздухе (The Clean Air Act) густые туманы в Англии не были редкостью (см., например, Великий смог). Самолет, вылетевший во время войны на бомбардировку Германии при хорошей погоде, по возвращению мог попасть в такой туман, при котором не видно посадочной полосы.

По инструкции пилот в этом случае должен направить самолет в сторону моря, а сам вместе с экипажем выброситься на парашютах. Это приводило к значительным небоевым потерям самолетов.

В 1942-м британцы придумали FIDO - огневую систему разгона тумана:


Устройство для рассеивания тумана состояло из трех труб, проложенных с обеих сторон взлетно-посадочной полосы (ВПП). Две лежали на земле, верхняя располагалась над ними; в нижних трубах были выполнены отверстия.






В верхний трубопровод нагнеталось горючее, которое перетекало в нижние трубы и через отверстия било струйками вверх. Электрическим путем или вручную струи поджигали, верхняя труба прогревалась, горючее в ней испарялось и система выходила на рабочий режим: из отверстий била не жидкость, а бензиновые пары, образующие факелы высотой 60-180 см.


Тепло от пламени испаряло капельки тумана, и тот рассеивался.
Когда система прогревалась, то черный дым исчезал и оставалось относительное чистое пламя.
До и после включения системы (через 9 минут):


Использование системы при различных направлениях ветра:


После первой ночной тестовой посадки пилот сказал, что ощущал себя цирковым львом, которому надо прыгнуть в горящий обруч. Была небольшая турбулентность от горячего воздуха, но проблем она не доставила.

Боевое крещение система получила ночью 19 ноября 1943 года в местечке Fiskerton, когда она за 10 минут улучшила видимость в тумане со 100 ярдов до 2-4 миль. Приземления в ту ночь сопровождались комментариями летчиков типа "Казалось, мы спускаемся в ад, но в итоге оказалось не так плохо".


C этого дня и до конца 1943 года в Fiskerton было совершено 39 успешных посадок в тумане. Весной 1944-го уже восемь английских аэродромов оборудованы FIDO, еще семь были в процессе. В случае сильного тумана возвращавшиеся бомбардировщики садились на ВПП с FIDO, заправлялись, и после наступления летной погоды разлетались по своим базам.
Свет от пламени иногда был настолько сильным, что зарево было видно с голландского побережья.

Горючее находилось в баках на краю аэродрома, закопанных или защищенных кирпичной кладкой.




Расход топлива был громадный - 450 куб.м/час на полосу средней длины. Систему обслуживало 20 человек.
Насосная:


Всего с 1943 по 1945 год в Британии, используя FIDO, успешно приземлилось 2486 самолетов, из них 79 при видимости менее 100 метров. Использовали эту систему и американцы на Алеутских островах.

Стоимость одной посадки самолета в тумане составляла 625-1500 фунтов по оценкам британцев или $4000-5000 по оценкам американцев.

Были попытки послевоенного применения системы, в частности, в аэропорту Хитроу. Позже были эксперименты в парижском Орли и пекинском Наньюане с установкой вдоль полосы реактивных двигателей для тех же целей. Но то ли это оказалось слишком дорого, то ли туманов стало меньше, а может автоматика "подтянулась", но на гражданке система не прижилась.

Фильм 1946 года с грифом "Secret" с устройством системы, видами с воздуха и т.д. (англ.):
Tags: авиация и воздухоплавание, безопасность, история, отопление и теплоснабжение, экология
Subscribe
promo engineering_ru april 14, 2014 13:47 105
Buy for 200 tokens
В 50-х годах Советский Союз вел грандиозные стройки, одной из которых был невиданный по тем временам проект — подземный тоннель на остров Сахалин, получивший рабочее название «Строительство № 506″. В конце 40-х, начале 50-х годов XX века остров Сахалин переживал бурный…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments