mechcraft (mechcraft) wrote in engineering_ru,
mechcraft
mechcraft
engineering_ru

Бурение - авария & ликвидация

Будучи в лирическом настроении вечером я решил написать про различные аварии которые происходят при бурении глубоких скважин (неважно на газ, нефть или воду):
1. Слом инструмента (бурильных труб, утяжеленных бурильных труб, переводников)
2. Слом забойного двигателя
3. Разрушение долот
Вся данная гадость увы случалась на моих глазах, и как не прискорбно из-за человеческой глупости и жадности.
Слом УБТ
В редких случаях случается с новым инструментом (из-за человеческого фактора), в основном происходит с инструментом который испытывал стрессовые нагрузки при бурении более 600 часов, причем, независимо, была перенарезка (срезается на токарном станке старая резьба и нарезается новая) и дефектоскопия.
Слом УБТ 279.JPG
На фотографии выше, резьба сломана по ниппельной части, причем бурильщик не распознав сразу слом по весу или падению давления в нагнетательной линии (манифольде), продолжал вращать инструмент ротором тем самым затерев нижнюю отломанную часть ниппеля и верхнюю отломанную часть утяжеленной трубы.
Ликвидируется в 70% случаев наворотом метчика во внутреннюю часть (аварийный инструмент), на фото ниже его отворачивают, от извлеченной на устье нижней компоновки
Слом УБТ 279.JPG
Фотография слома резьбы в нижней утяжеленной трубе
Слом УБТ 279.JPG
Развальцованна еще сильнее чем верхняя. Обломок нипеля на фото выглядит как одно целой с телом утяжеленной трубы.
Слом забойного двигателя (ВЗД)
Одно из самых мерзких гадств, которое может случиться при бурении. Ликвидация такой аварии может занимать до 10 суток, что в глубоком бурении означает очень большие убытки. Сутки простоя современной буровой даже без сложного сервиса типа наклонно-направленного бурения стоят до 1 млн. рублей. Специального инструмента для вылавливания забойного двигателя на буровой обычно никто не держит, по этому, во время ликвидации аварии входит так же время изготовления аварийного инструмента на месте или на специализированной ремонтной мастерской.
Слом УБТ 279.JPG
В данном случае винтовой забойный двигатель сломался по резьбе шпинделя в результате чего получилось три разные части: корпус (статор) ВЗД, ротор (винт) ВЗД, шпиндель с валом и трехшарошечным долотом, на глубине свыше 2000 м. Корпус подняли пустым без ротора, оный при подъеме вывалился обратно в скважину, причем сверху на шпиндель. Ротор поймали тросовой ловушкой изготовленной из ранее поднятого на поверхность корпуса ВЗД.
Слом УБТ 279.JPG
Потом было необходимо при помощи специального магнита-фреза вытащить все металлические осколки и обломки, для того чтобы они не мешали дальнейшим работам.
Слом УБТ 279.JPG
Дальнейшие работы по извлечению шпинделя и долота заключались в изготовлении индивидуально ловушки-обурника с внутренним диаметром равным наружному диаметру ВЗД - 240+8 мм со специальными вмятинами по телу и лепестками внутрь (фотографий ловушки-обурника нет, когда бригада выловила оставшуюся часть шпинделя ВЗД с долотом я был по дороге домой). Авария произошла из-за некачественной партии ВЗД (усталость металла однако) сделанной на заводе путем восстановления отработанных двигателей, то есть заменили рабочии пары ну и по мелочи, а корпуса и шпиндель оставили прежними, покрасив и набив новые номера.
Разрушение долот
Раньше весьма распространенная авария, так как использовались в основном шарошечные долота, вот такие как на этой фотографии (кстати отечественное, растеряло вооружение-зубки при бурении доллеритов, то бишь вулканического стекла) .
Слом УБТ 279.JPG
По мере износа опор шарошек представляющих из себя специфические подшипники и попадания туда абразива из бурового раствора наступает момент, когда шарошки вываливаются с опоры долота и падают в скважину. Так же они могут отвалиться вместе с лапами долота (на них и стоят опоры) причем, у приличных долот лапы отваливаются по вине бурильщика, который может перегрузить долото или ударить его при спуске об забой скважины. Ну а у подделок, не редки случаи когда лапы отваливались сами.
На моей практике шарошки отваливались с лапами раза два, у некачественных долот (может быть и поддельных). Ниже фотография шарошек с лапами от долота диаметром 490 мм, долотный сервис - Ринако.
Слом УБТ 279.JPG
Оба раза аварии ликвидировались при помощи мощного магнитного фреза, правда поднимали за один раз по одной шарошке с лапами, ибо тяжелые заразы.
Tags: аварии и происшествия, полезные ископаемые
Subscribe
promo engineering_ru april 30, 2014 15:00 70
Buy for 200 tokens
Originally posted by zilm at Как будут ремонтировать автомобили с углепластиковым кузовом? Когда инженеры BMW создавали свои подзаряжаемые автомобили, они столкнулись с необходимостью снижения веса. Аккумуляторы делают электромобиль или плагин-гибрид тяжелее аналога с ДВС, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments