Александр Васильевич (rubin65) wrote in engineering_ru,
Александр Васильевич
rubin65
engineering_ru

Кабель жизни

Оригинал взят у rubin65 в Кабель жизни

    Как ленинградские энергетики прорвали фашистскую блокаду

      Одним из самых трагических и героических событий Великой Отечественной войны стал подвиг блокадного Ленинграда. 27 января 1944 года – день прорыва фашистской блокады осаждённого города – для питерцев и по сей день значит ничуть не меньше, чем день полной и окончательной Победы в той страшной войне. Питерцы и в особенности питерские энергетики также с гордостью и комом в горле вспоминают и другую дату – 23 сентября 1942 года. День, когда они сделали, казалось бы, невозможное и прорвали энергетическую блокаду осаждённого города. Это стало одним из важнейших шагов на пути к освобождению непобеждённой Северной столицы из окружения фашистов.

кликабельно


  Энергетический урон

      Потери в энергетике Ленинграда в начале войны казались катастрофическими. Осенью 1941 года оборонные предприятия работали на максимальной мощности. Поэтому уже к зиме запасы топлива значительно истощились. Вследствие этого остановился городской транспорт, практически перестал работать водопровод, дома остались без электро- и теплоснабжения. Хуже всего было то, что всему этому сопутствовали жесточайшие морозы.
      Помимо нехватки энергоресурсов, электростанции были одними из главных объектов атак гитлеровцев. Их маскировали раскрашенными полотнищами и даже изменяли схему работы котлов, чтобы максимально снизить выделения пара. В целом же на городские электростанции и подстанции за время блокады было сброшено 300 фугасных авиабомб, более 1000 зажигательных авиабомб и около 3000 артиллерийских снарядов.

      В декабре 1941 года Военный совет Ленинградского фронта по предложению Алексея Косыгина – уполномоченного Государственного комитета обороны в Ленинграде – принял решение восстанавливать Волховскую ГЭС, часть оборудования с которой с начала войны была вывезена на Урал и в Среднюю Азию. Необходимо было не только пустить станцию в эксплуатацию, но и реконструировать Волховские линии 110 кВ и линии 35 кВ, а также проложить кабель через Ладожское озеро.
      Кстати, Волховская ГЭС до начала Второй мировой войны была крупнейшей в Европе. В 1927 году, когда были запущены все гидроагрегаты, мощность ГЭС составляла 58 МВт, а к началу войны – уже 66 МВт.

Из воспоминаний жителей блокадного города:
- "... В комнатах была постоянная темь: в большинстве домов от обстрелов, от бомбёжки вылетали стёкла, окна были заделаны фанерой, завешаны одеялами, заткнуты тряпьём ...".
- "... На улицах тоже стояла темень. В целях светомаскировки в домовые фонари ввинтили синие лампочки. Когда и они погасли, по вечерам приходилось ходить по памяти, натыкаясь на людей. Темнота действовала угнетающе. К этой морозной темноте трудно было привыкнуть, приспособиться ...".
- "... Бывало, выйдешь на улицу, а там так темно, что будто пропасть какая. Идёшь и руки перед собой держишь ...".
- "... Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная всё время ...".


      Кабель жизни

      25 января 1942 года в Ленинграде окончательно остановилось движение электротранспорта, прекратилась подача воды и света. В таких крайне тяжёлых обстоятельствах в течение весны энергетики разрабатывают план реконструкции линий электропередачи и прокладки кабеля через Ладожское озеро. В это же время прибывают эшелоны с оборудованием станции.
      После восстановления ГЭС все сетевые энергообъекты были сооружены за 45 дней, что стало рекордом для того времени. На 15 дней был перевыполнен план Военного совета. В мирное время, по расчётам специалистов, прокладка линии должна была бы занять около полугода.
      Во многом это стало возможным благодаря самоотверженному труду работников завода "Севкабель", которые, несмотря на постоянные артобстрелы, изготовили около 120 км бронированного кабеля на напряжение 10 кВ. Не менее сложной задачей стала прокладка кабеля по дну Ладожского озера силами Ладожской военной флотилии и работников ленинградских предприятий, в основном женщин.

      Кабель предварительно монтировался на барже, спрятанной в бухте Морье. Затем за один-два прохода баржи и вспомогательного судна по озеру со скоростью 2–2,5 км в час кабель укладывался в самом узком месте Ладожского озера (23,5 км) на глубину до 18–20 м. С места монтажа на баржу кабель вручную подавали женщины.
      Работа была завершена 23 сентября 1942 года, что возвестило конец энергоблокады и дало надежду голодающим ленинградцам. Кабель, проложенный под водой, был назван Кабелем жизни по аналогии с Дорогой жизни. Всего было уложено четыре нитки подводного кабеля, притом, что примечательно, для изоляции использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег.

      После того как Ладога покрылась льдом, на поверхности энергетики соорудили ещё и наземную ЛЭП напряжением 60 кВ – опорные столбы ЛЭП были вморожены в лёд, а между ними натянуты провода. Линию включили 13 января 1943 года. Это позволило каждой семье на два часа в день включать лампочку мощностью в 40 Вт. "Ледовая линия" просуществовала всего 68 суток, но за это время Ленинград получил по ней 30 млн кВт∙ч энергии.
      После снятия блокады, весной 1944 года, наземная линия электропередачи связала Волховскую ГЭС и Ленинград. В течение лета в городе восстановили уличное освещение, и улицы города вновь засияли электрическим светом.
      Блокадный кабель был поднят со дна Ладоги и уложен под тротуарами Северной столицы, в основном под Невским проспектом. Части кабеля можно увидеть в Музее истории Петербурга.
      Что касается Волховской ГЭС, то и по сей день она является важным энергоузлом и обеспечивает надёжное электроснабжение более 50 тысяч потребителей Ленинградской области, крупнейшими из которых являются Волховский алюминиевый завод и Сясьский ЦБК.

Леонид Хомерики
Переток.ру 6 мая 2016

Tags: гидротехнические сооружения, история, электричество
Subscribe
promo engineering_ru may 5, 2014 23:02 36
Buy for 200 tokens
Оригинал взят у zzaharr в Мягкие ограничения Пост для инжиниринг_ру Вот такой вот "гуманный"ограничитель высоты транспортного средства стоит перед одним из туннельчиков Тулузы. Проскочил беззвучно - можешь ехать прямо, сблямкало по крыше - лучше перестраивайся на соседнюю…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments