diesel_driver (diesel_driver) wrote in engineering_ru,
diesel_driver
diesel_driver
engineering_ru

Система пожарного водоснабжения в Сан-Франциско

У нас в Дилижане, в кухне, открываешь простой кран — вода течёт, второе место занимает в мире!
— А первая в Ереване, да?
— Нет, в Сан-Франциско.

Во время сан-францисского землетрясения 1906 года большая часть разрушений была вызвана не подземными толчками как таковыми, а пожарами, начавшимися после разрушения газопровода. Сильно пострадал и водопровод, в результате чего большинство гидрантов в городе было выведено из строя.


Разрушения после сан-францисского землетрясения и пожара 1906 года. Источник

После этой катастрофы власти города решили создать отдельный пожарный водопровод, который и сегодня покрывает большую часть Сан-Франциско (ведётся его постепенное расширение на весь город). Обслуживается этот водопровод не коммунальными службами, а специальной службой в составе Пожарного департамента Сан-Франциско. Надо сказать, что обычный городской водопровод Сан-Франциско (тоже, кстати, довольно интересное сооружение) также используется для пожаротушения, и большую часть возгораний удаётся ликвидировать, не прибегая к использованию специального пожарного водопровода.

Сан-францисский пожарный водопровод питается из трёх противопожарных водоёмов. Самый крупный из них - Твин-Пикс (39,7 тыс. куб. м), расположенный на высоте 231 м над уровнем моря. Для повышения надёжности системы Твин-Пикс разделен на две секции. Два других водоёма – Эшбери (1,9 тыс. куб. м.) и Джоунс-стрит (2,8 тыс. куб. м) – это, строго говоря, не водоёмы, а цистерны; они расположены, соответственно, на высотах 151 и 112 м. Вода во все резервуары поступает из обычного городского водопровода; давление в противопожарном водопроводе регулируется путём изменения уровня воды в пожарных водоёмах и открытия заслонок в магистралях, соединяющих три водоёма.


Принципиальная схема системы пожарного водоснабжения Сан-Франциско. Источник

Так как водоёмы расположены на возвышенностях, вода из них поступает в каждый из 1550 специализированных гидрантов под действием силы тяжести. Даже если насосные станции в городе будут выведены из строя, пожарный водопровод будет продолжать функционировать, пока вода в резервуарах не иссякнет. Кроме того, в городе имеется две специализированных насосных станции для подачи в пожарный водопровод морской воды; каждая станция обеспечивает подачу воды 630 л/с при напоре в 210 м.  На набережных города также  установлены патрубки для подачи морской воды с пожарных автомобилей и судов. Производительность насоса типичной американской автоцистерны составляет около 95 л/с, а насосы пожарных судов «Финикс» и «Гардиан» способны обеспечивать подачу воды, соответственно, 600 и 1500 л/с.

sffd awws map
Карта сан-францисского пожарного водопровода и его планируемого расширения. Источник

Общая протяжённость сан-францисского пожарного водопровода составляет 240 км. Трубы имеют диаметр от 203 до 508 мм. Сейчас система модернизируется с упором на повышение сейсмоустойчивости и ремонтопригодности; столетние чугунные трубы постепенно заменяются на новые стальные со специально сконструированными муфтами.

В районах с наиболее плотной застройкой плотность сети гидрантов рассчитана так, чтобы обеспечить территорию площадью 9300 кв. м подачей воды не менее 950 л/с на при длине магистральных рукавных линий не более 120 м. В других районах города требования к пожарному водопроводу несколько скромнее: от 500 до 760 л/с на городской квартал.
Кроме гидрантов, в Сан-Франциско расположено 177 подземных цистерн объёмами от 280 до 760 куб. м. При необходимости пожарные автомобили могут устанавливаться непосредственно на эти цистерны.


Одна из 177 подземных цистерн. Источник

Гидранты сан-францисского пожарного водопровода легко отличить от обычных по внешнему виду: во-первых, они заметно крупнее; во-вторых, по расположению и количеству вентилей видно, что они «сухого» типа, т.е. наземная часть гидранта заполняется водой только при открытии подземной заслонки (в обычных сан-францисских гидрантах наземная часть потоянно заполнена водой; в климате Сан-Франциско замерзание им не грозит). На каждом гидранте имеется три патрубка диаметром 89 мм. Цвет верхней части гидранта указывает, с каким из трёх пожарных водоёмов он сообщается.


Слева: обычный сан-францисский гидрант; справа: гидрант, соединённый с сан-францисским пожарным водопроводом - обратите внимание на бронзовый редуктор давления между гидрантом и рукавной линией. Источник

Напор воды в этих гидрантах зависит прежде всего от их высоты относительно пожарного водоёма. Средний напор в пожарном водопроводе составляет около 100 м, а в прибрежных районах он примерно в два раза выше. Так как пожарные автомобили не рассчитаны на такое высокое давление во всасывающих патрубках, при установке автоцистерны на гидрант обязательно используется редуктор, понижающий давление до требуемой величины. Впрочем, при таком давлении в гидранте и пожарный автомобиль не обязателен: разветвления и стволы при необходимости можно подключать непосредственно к гидранту через редуктор. Подключать такие гидранты напрямую к системам автоматического пожаротушения запрещено.

Хотя сан-францисский противопожарный водопровод изначально разрабатывался на случай землетрясения, он более-менее регулярно используется для тушения крупных пожаров в дополнение к обычному городскому водопроводу. Использование его в каких-либо целях, кроме пожаротушения, запрещено законом.

Ссылки:

Отчёт о модернизации пожарного водопровода
Страничка о водоснабжении на сайте пожарной службы Сан-Франциско
Руководство по водоисточникам для пожарных Сан-Франциско
Страница Википедии
Tags: водоснабжение и канализация, пожарные дела
Subscribe
promo engineering_ru сентябрь 27, 2014 22:50 58
Buy for 200 tokens
Приветствую! По просьбе Сергея 22sobaki хотел бы написать о работе инженером в Канаде, по возможности описать канадскую систему лицензирования инженеров, а также просто привести примеры из собственной практики. Пару слов о себе: меня зовут Николай, я инженер-электрик с уклоном в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments