СкверНЯк {ẁẃ} (ermiak) wrote in engineering_ru,
СкверНЯк {ẁẃ}
ermiak
engineering_ru

Тракторное

"Дайте мне сто тысяч тракторов с машинистами и каждый крестьянин станет коммунистом"(с) Ленин
"Ну-ну" (с) М. Химайер



Это устройство я обнаружил в местном техническом музее. Странный трехколесный (!) трактор непонятной конструкции. Черт-те сколько я крутился вокруг него в попытках понять хоть что-нибудь.

Неудобное на вид, но прекрасно подпружиненное сиденье. Маховик-отвод на ремень. И совершенно непонятный двигатель. Дизель? Непохоже. Паровой? Нет, паровой я бы опознал. Бензиновый? Точно нет.






Паяльная лампа на головке цилиндра???!!! Ну не дизель же?! Калильный что ли? Вообще, могут ли быть калильные на такие мощности?

Поиск информации вытолнул ворох неожиданностей. Это был едва ли не первый советский трактор, собранный на местных заводах и при этом - НЕ являющийся окололицензионной копией какого-нибудь "Холта", "Форзона" или "Интернэшнл" (чем, увы, грешило советское тракторостроение еще долгие десятилетия.



Начиналось все так: в 1922 году Запорожье/Александровск, тогда еще весьма рыхлый конгломерат из города, окрестных сел и бывших немецких меннонитских колоний был в том числе весьма важным центром сельхоз-машиностроения. И инженер Унгер с Кичкаса, всерьез восприняв призыв к механизации сельского хозяйства занялся проектированием трактора. Правда, трактор - это не сеялка и не крупорушка, так что задача оказалась чуть выше предельного технического уровня. Но Унгер решил не отступать, а проблемы решать по ходу их поступления.

За основу был взят случайно попавшийся под руку простой и неприхотливый 12-сильный нефтяной, он же (действительно, я не ошибся) калильный, он же "полудизельный" двигатель.

С калильным зажиганием, думаю, сталкивались многие - когда бензин оказывается поганым, водитель выключает зажигание, а двигатель продолжает работать из-за воспламенения бензина без всяких свеч - только температурой сжатия и перегретого цилиндра. На этом же принципе работали миниатюрные движки для авиамоделей (но в штатном, а не аварийном режиме, ессно).

Нефтяной двигатель работал как раз на этом самом калильном принципе. То есть, горючее зажигалось не только сжатием, но и от температуры раскаленной головки цилиндра. Именно для этого на головке цилиндра была здоровенная чугунная бульба, разогреваемая перед запуском той самой паяльной лампой. То есть, перед запуском следовало раскалить эту самую бульбу до появления сигнала "готовность" (малиновое свечение шара) и крутануть маховик. Такой двигатель отличался низкой степенью сжатия и очень низкими оборотами (сотня-четыре оборотов в минуту - это уже рабочие скорости. Топливо было тяжелым даже по дизельным меркам, ведь работать двигатель мог не только на мазуте, но и на всем, что горит - от керосина до сырой нефти и отработки подсолнечного масла.
А вот дальше начались проблемы. Оборотами двигателя нужно управлять, но вот технический уровень с точной механикой был несовместим. Так что управление зажиганием осуществлялось впрыском воды в двигатель. Это еще не самое орочье решение; впрыском воды управлялась большая часть мелких нефтяных двигателей - вопрос только КАК? В примитивном варианте вода подавалась в момент продувки, по ходу или в конце сжатия, в более совершенных - подмешивалась к топливу в специальной головке. Расход воды 3:1 (!) по отношению к топливу и самотечная подача топлива подсказывают, что схема была ближе к примитивной. Я не стану говорить о "паровом двигателе внутреннего сгорания", как бы оно ни вертелось на языке, но подобный впрыск все-таки позволял увеличить степень сжатия и форсировать двигатель, что еще сыграет в дальнейшем. И да, для любителей теорий заговора - любуйтесь, впрыск воды известен уже сто лет и за эти сто лет с ним наигрались все моторостроители и копипастеры поголовно.





Двигателем проблемы не исчерпывались, но техническая мысль создателя отличалась редкой фантазией и решительностью в исключении сложных узлов из конструкции.
Дифференциал освоить не удалось, но если сзади останется только одно колесо, никакой дифференциал и не понадобится (зачем трактору со стальными колесами и работающему на мягком грунте дифференциал, я не уверен, но решение было именно таким).
Коробка передач? Зачем? Соединяем напрямую! На фото хорошо видны кожухи, явно скрывающие многоступенчатый и, судя по пропорциям, цепной редуктор главной передачи. Тем не менее, трактор был способен не только двигаться вперед, но и давать задний ход. Без коробки и задней передачи. Для этого нужно было опустить обороты до минимальных и, поймав момент, газануть так, чтобы двигатель закрутился в обратную сторону.
Подшипники? Обойдемся бронзовыми втулками!
Простейший фрикцион из сыромятной кожи.
Седло - на металлической полосе, выполняющей роль пружины.
И конечно же, никакой электросистемы.

Получился несложный, доступный и вполне милый мини-трактор. Его и отправили дедушке Ленину в подарок c сопроводительной телеграммой.

Москва, Кремль, тов. Ленину. 21 марта 1923 года.
Мы, рабочие и служащие госзавода № 14 в Кичкасе, в честь 25-летнего юбилея Компартии с великой торжественностью шлем трудовой подарок — крестьянский трактор первого выпуска, сконструированный нашими техруководителями. С гордостью отдаем свои силы и труд коммунистическому строительству, облегчая труд рабочих и крестьян




Ленин взглянув на эту самоходную идеологическую диверсию (а трактор был прекрасен именно для фермерского хозяйства или совсем уже небольшой коммунны), понял, что если выпустить тысяч сто таких тракторов (да еще и производимых практически в кустарных условиях), коллективизация заклинит намертво. Но стране нужны были трактора так что, воспользовавшись случаем, было решено устроить тракторные гонки сравнить прототип с лучшими образцами мирового тракторостроения (благо вопрос стоял остро - "Холт" или все-таки "Фордзон").



Результаты оказались неожиданными. Так, на вспашку десятины земли "Запорожцу" (а именно так назвали новый трактор) потребовалось 30кг нефти, а "Холту" - 36кг керосина. Следует отметить, что "Холт" был тракторостроителем с мировым именем. "Котэпилляр" знаете? Это он. Так вот, по описаниям, вероятнее всего, соревновался "Запорожец" с "Холт-40" Обуховского завода ("Холт-75" будет все-таки слишком сильным соперником).



"Холт" был машиной с самым современным двигателем и оборудованием, требующем квалифицированных рабочих на производстве и не менее квалифицированных трактористов и механиков в работе. И, полагаю, даже российская сборка не могла его испортить слишком сильно.



Так что теперь на "Запорожца" уже взглянули с интересом и уважением, а производство порекомендовали перенести на завод в Токмак. Сказать проще, чем сделать - трактор-то был, а вот чертежей к нему - еще нет. Тогда-то "Запорожец и отправился из Запорожья в Токмак. Своим ходом с бодрой скоростью в 3,6 км/ч (это максимальная скорость; средняя была раз в надцать меньше из-за регулярных рекламных остановок в селах и демонстрации работы в полевых условиях.



В Токмаке взглянули на орочью конструкцию, перекрестились и сказали, что здесь единственное возможное улучшение - окраска в красный цвет.



Испытания токмакской (красной и уже 16-сильной) модификации показали, что на ту же десятину требуются уже 17,6 кг нефти, а "Фордзону" - те же 36кг керосина, и дополнительные 25 минут. Хотя, следует снова заметить, на этот раз машины были вполне сопоставимы (16 сил "Запорожца" против 20 "Фордзона").



Для знакомых с ранними конструкциями тракторов очевидно, что трактор - это не только тягач, а и готовый привод для прочей сельхозтехники. Электрики еще мало, "динама" потребителей мощнее электролампочки не тянет, так что привод этих самых веялок-молотилок был механическим - ремнем со шкива трактора. Так трактор становился ядром сельской автоматизации.

Всего в Токмаке было выпущено около полутысячи "Запорожцев"; большая часть из них была отправлена в колхозы, где заслужила любовь и уважение за соответствие ожиданиям и способностям конечных пользователей (ломаться нечему:). Меньшая - путешествовала по выставкам и потихоньку оседала за рубежом, например, в Иране (конструкция, напомню, такова, что сервисом может служить любая мастерская). Еще два трактора были выпущены после войны в сувенирных целях. Возможно, в московских музеях где-то и прячутся.

В общем, машинка была удачной, но, увы, тупиковой. Простота конструкции одновременно не имела никаких ресурсов для модернизации (в красный цвет уже красили, но это - предел), а нефтяной двигатель безнадежно морально устарел. Да и в крупных хозяйствах места ему находилось все меньше, а с мелкими тоже было не все хорошо. Так что приоритет был дан лицензионным и не очень копиям иностранных машин. Сами трактора по мере износа в 50-х были порезаны на металл.

Из довоенных тракторов мне известны три сохранившихся экземпляра: тот, что на фото, второй - того же типа, но отличающийся мелкими деталями и неверной схемой раскраски - в Токмаке; третий - в Черниговском историческом музее.



О черниговском следует сказать отдельно. Перед войной тракторист Роскот, понимая, что в эвакуацию он отправится без трактора, и что этот самый трактор вполне могут спи... угнать, цензурно говоря, разобрал его до винта. Идея оказалась удачной - немцы, несмотря на хорошее знакомство с "полудизельными" тракторами ничего собрать так и не смогли. После войны, вернувшись, хозяин собрал машину и продолжил работать. А потом, когда трактор был признан окончательно устаревшим морально и технически, отогнал его в музей.



И да, с учетом того, что танки на памятниках можно считать натуральным мобрезервом, я почти уверен, что запустить эти трактора вполне возможно. Черниговский - так вообще при минимальной подготовке.

PS Видео запуска более совершенного, хотя и здорово ушатанного трактора Lanz
Tags: история, транспорт
Subscribe
promo engineering_ru may 5, 2014 23:02 36
Buy for 200 tokens
Оригинал взят у zzaharr в Мягкие ограничения Пост для инжиниринг_ру Вот такой вот "гуманный"ограничитель высоты транспортного средства стоит перед одним из туннельчиков Тулузы. Проскочил беззвучно - можешь ехать прямо, сблямкало по крыше - лучше перестраивайся на соседнюю…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →