Генерал Дрозд (general_drozd) wrote in engineering_ru,
Генерал Дрозд
general_drozd
engineering_ru

Про бормашинку Proxxon FBS 240/E.

Оригинал взят у general_drozd в Про бормашинку Proxxon FBS 240/E и моделизм.
Оригинал порезан, ввиду слишком большого количества лирики.

Итак...

Когда-то давно, когда я был зелёным-зелёным, аж изумрудным мелким моделистом, мне перепала бормашинка 240/E. Это было целых две тысячи рублей, как сейчас помню. Восторгов уже не припоминаю, но то, что они были, уверен точно. Потом были и тиски FMZ, и WB220/E, и MB140, и даже CW-Matic, но это уже было сильно потом.

Машинка оказалась инструментом многофукнкциональным, да ещё и с патроном, а не цангами, и я ей пилил не только, и не столько модели, сколько разные предметы интерьера, от мебели до корпусов ПК с целью получить вентиляцию получше. Потом этой же машинкой, но уже зажатой в станине, фрезеровал дубовые основы для фигурок, подсвета и Буранов, потом там же, но уже на координатном столе пилил обоймы для подшипника, когда рассыпался опорный подшипник кресла. Ну и ещё вынимал затирку между плиток в санузле, когда срочно потребовалось снять панели для замены стояков. Чего ещё? А не помню, честно слово. За десять лет работы послужной список изделия оказался довольно большой. Гравировкой, вот не занимался, это точно, не та рука, чтобы стремящейся сбежать фрезой попадать и держать на одном месте.

А с "ювелиркой" - было. Когда у братца родилась дочка, и новоявленная бабушка перерадовалась, то пришлось по живому пальцу разрезать золотое кольцо, а то отёк грозил перейти в передавливание пальца. Резал алмазным диском, которым куда сложнее прорезать кожу. Знай только место работ водой охлаждай, золото хороший теплопроводник.

Конечно, первый патрон машинки я немного "обтесал" по периметру, и, было дело, чтобы хватал кнопку стопора при вращающемся двигателе, но машинка все эти издевательства выдержала и до сих пор жива.

По моему опыту, единственный недостаток этой конкретной бормашинки при работе с мягкими пластиками - довольно высокие минимальные обороты - 5000. Сверло на такой скорости слишком быстро вгрызётся и вырвет из пальцев мелкую деталь, фреза будет плавить материал, особенно, если зуб мелкий, и забьётся, а потом ещё ножиком канавки фрезы чисти.
Довести машинку руками проблематично от того, что вскрыть её можно только разрезав заводскую этикетку, что сразу лишит гарантии.

Так что вот фото разобранной машинки:



Фото не моё и машинка тоже. Тут видно, что внутри там ничего особенного и нет. Вал, двигатель, отдельный опорный подшипник вала у патрона и плата управления с регулятором оборотов. Плата управления, кстати, доступна, как запчасть во многих магазинах, торгующих проксоном.

Желание как-то понизить обороты вала никуда не девалось, но нежелание отказываться от гарантии было сильным. Пришлось ждать. Ну и пилить, конечно. Разобрал я её уже когда гарантия кончилась, и что-то заработало не так. Оказался косяк на пайке тиристора, который убил подстроечный резистор. Но как только открыли, так сразу и починили. Только резистор ждали месяц, тогда даже в чип-и-дипе их не было нужной формы.

А потом уже зародились мысли и переделать. "Я ведь не знал, что так делать нельзя". Ведь резисторы один фиг покупаются парами: а ну как одну деталь в процессе работ по ремонту сломаешь или потеряешь?

Вот из недавних картинок: платка извлечена и видна. Это уже моя машинка, и издевательства видны невооруженным глазом.

P1060315

И зачем она так странно подключена? Да был тут случай только что. Потребовалось подточить переходник для пылесосных компонентов. Ну, это когда деталька от Керхера (35мм посадочный диаметр) не очень хорошо держится на шланге от Проксона (30мм посадочный диаметр).

P1060283

Но когда в хозяйстве имеется несколько огрызков пылеудаляющего оборудования, то подогнать всё не становится слишком большой проблемой. Сделать красиво и аккуратно - да, требует усилий. Ну "а чтобы работало", как правило, сделать не сложно.

Так вот, пилю я этот пылешланг. И из двигателя отчетливо несёт волшебным дымком, который виден визуально. Причем обороты не меняются, потребляемый ток постоянный и резкого перегрева тоже не чувствую. Остановил, разобрал. Не наблюдаю повреждений, щетки целые, вращение вала равномерное. Странно.

Дальше бы вроде бы собрать и пилить дальше. Но мне от чего-то вспомнилась заметка какого-то моделиста, где он рассказывал о приработке двигателей в стакане воды. Вот я этот двигатель и решил так искупать. Но в стакане спирта.

Небольшое отступление. Двигатель бормашинки на постоянных магнитах, не разборный, коллекторный, с угольными щетками, принудительным охлаждением, с напряжением питания от 0 до 240VDC. Поэтому сначала, так сказать, во избежание, я подключил его через лабораторный блок питания HY1803D на максимально возможные 18VDC. И он даже закрутился. Медленно так и печально.  На фото видно, что припаял проводки, чтобы можно было двигатель купать коллектором вниз.
Ну и искупал. На час оставил крутиться в баночке с изопропиловым спиртом.

P1060307

Баночка почернела. Пришлось налить в обрезанную бутылку ещё спирта и полоскать двигатель ещё и там. Потемнело, но куда как меньше.

P1060309

Потом, подключив двигатель к родной плате я ещё до 168 действующих вольт поднял питание двигателя, и он поворчал в том же стаканчике.

После просушки пришлось заново смазывать опоры вала литиевой смазкой Castrol lmx li-komplexfett. Двигатель стал работать только тише, чем до мойки во всём диапазоне оборотов, куда-то пропали намёки на завываение на полном ходу.

Раньше я думал, что вал двигателя и ведущий вал до патрона, это одно целое или, в крайнем случае, сваренное или спаянное. Оказалось нет. На валу двигателя имеется шестерёнка, на которую деталь с правой фотографии садится предельно плотно, так, что на 20000 оборотов никаких биений и несоосности.

P1060310 P1060311

Теперь немного о плате регулятора:

P1060314-1

Плата управления там стоит вот такая вот, VR1 в данном случае с завода установлен в 500кОм. Полному сопротивлению соответствуют 5000 оборотов, нулевому - 20000 (паспортный номинал)

proxxon_fbs240e

Я что тогда, что сейчас конкретно в микроэлектронике довольно слаб, хотя и мечтаю об осциллографе. Но мысль "если обороты падают по мере роста подстроечного сопротивления, то почему бы не увеличить диапазон?"

Наверно, на крупном фото платы заметно, что синих прямоугольных подстроечных резистора два? Да, просто на ту же ось крутилки (немного доработав последнюю напильником) я поставил последовательно второй переменный резистор. При том же максимуме минимум оборотов сильно уменьшился. Крутящий момент также уменьшился, но поскольку на малых оборотах обрабатываются мягкие материалы фрезами и сверлами малых диаметров, то его вполне хватает, перегрева узлов не обнаруживается.

Вот в таком виде машинка и существует до сегодняшнего дня. На полных оборотах уже шумит гораздо больше, чем изначально. Видимо всё же износ, время, вопреки сказкам, не лечит. Поэтому планирую заказать вторую такую же, но пока не вмешиваться туда, а у этой поставить постоянный резистор ещё килоОм на 250, чтобы на полный ход уже не выводилась совсем.  Есть ведь разные работы, эта машинка и шлифовать - полировать умеет, а там 20000 не обязательны.

А ещё, пожалуй,  можно именно для полировки придумать реверсирование двигателя, чтобы расход головок был равномерным, чтобы ворс и проволока не закручивались в одну и ту же сторону.

Ещё процитирую Алексея: "Занятие любимым делом должно приносить радость."
Должно, куда же без этого. Вот повожусь с машинкой, сделаю волчице канделябр, потом пылесос доделаю, вспомню тех товарищей, которые участвовали в истории появления той или иной компоненты, и вроде бы принеслось немного радости. Двенадцать писем под полой - моё сокровище, я этой памяти хозяин и слуга.

И, да, обязательно, при работе с казалось бы безопасными спиртами. Перчатки обязательно, спирт уж очень хорошо кожу дубит, затекает под все ногти, потом кремом не промажешь. Так что тонкие перчатки это обязательный атрибут почти любых проводимых работ.


P1060312

Как гласит наклейка, забота о здоровье.

Tags: развлечения, своими руками
promo engineering_ru january 9, 2014 19:03 149
Buy for 200 tokens
Начав трудиться на буржуинских пароходах, я с удивлением узнал, что на контейнеровозах на электромеханика навешано обслуживание рефконтейнеров целиком, то есть и их холодильной установки в том числе. Так что поневоле пришлось вникать. Могу поделиться тем, что узнал. Знатокам, кто в курсе дела,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments