1500py470 (1500py470) wrote in engineering_ru,
1500py470
1500py470
engineering_ru

Mellotron и ЭВМ

Оригинал взят у 1500py470 в Mellotron и ЭВМ
Тема с индивидуальным подбором десятков резисторов (R31-R44 и R61-R74) на стенде ИЫ2.763.018 чтобы амплитуда сигнала от всех магнитных головок была одинаковой в накопителе на магнитной ленте БЭСМ-6, заставила подумать на тему, а как было с этим делом у буржуинов в то время, как оказалось тоже непросто, не смотря на производство подобных мегадевайсов, в которых десятки головок работали одновременно, и разницу на слух не было слышно.



В конце 40-х начале 50-х, достойный джентельмен, по имени Гарри Чемберлин делал подобные музыкальные мегадевайсы названые им просто – Chamberlin. Конструкция чемберлинов имела большую проблему с калибровкой его семидесяти магнитофонных головок, в результате чего соседние клавиши могли звучать совсем по разному. В поисках производителя способного сделать десятки и сотни одинаковых магнитофонных головок занесло некого Билла Франсена (работника Чемберлина тогдашнего) в компанию Bradmatic, Ltd., принадлежавшей трем братьям Брэдли — Лесу, Франку и Норману. Он продемонстрировал им ихний мегадевайс, и в результате этого сотрудничества Chamberlin был существенно доработан.

Но был и побочный эффект. Была образована новая фирма Mellotronics, занимавшаяся продажей инструментов Mellotron, и записью для них лент. Bradmatic занимались изготовлением меллотронов и пиратским переводом записей с 1/4-дюймовых лент Chamberlin, в необходимый для Mellotron 3/8-дюймовый формат. Первый Mellotron Mark I был выпущен в 1963 году. До 1966 года меллотроны выпускались без ведома и согласия на то мистера Чемберлина, когда энтот Франсен и братья Брэдли купили у него права на производство инструментов за 30 000 фунтов стерлингов. Любопытно это на них снизошёл дух британского правосудия озабоченный копирайтами или таки они испытывали некие угрызения совести? Также у Чемберлина для использования в меллотронах были приобретены права на наборы лент. Да, вот таков он мир чистогана.

Как мне кажется, что работа над машиной 5Э92 (внешне она как БЭСМ-6 выглядела, а 5Э92б имела с ней уже и одинаковые ТЭЗы) была начата на САМ в 1961 году, и проблема с одинаковым уровнем сигнала и за бугром были в то время. По логике под новую машину должны были и новую периферию начать разрабатывать. Любопытно сколько стоил в то время у нас НМЛ для ЭВМ? И сколько головки записи и воспроизведения? А с процедурой калибровки? Памятуя, что у нас на телецентрах и институтах ответственные записи хранили вместе с блоком вращающихся головок на которых запись делали, процедура калибровки видимо была близка к чёрной магии, и была не всем доступна.

Меллотрон (от английских слов melody и electronics) — полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент. Является предшественником цифровых семплеров.



Получил широкое распространение в рок-музыке в 60—70-е годы, как замена полноценному оркестру, позже был вытеснен цифровыми семплерами, и его производство было прекращено.




Каждая клавиша меллотрона соединена со своим собственным лентопротяжным механизмом, через каждый из которых пропущена магнитная лента с записью соответствующей ноты. При нажатии на клавишу начинается воспроизведение соответствующей ленты. При отпускании клавиши лента перематывается на начало простым пружинным механизмом. Время звучания каждой ленты — около восьми секунд. Благодаря этому возникла уникальная для меллотрона техника игры («crawling spider technique»), при которой для продления звучания аккорда постоянно меняется обращение этого аккорда.

Ленты меллотрона имеют по три-четыре дорожки, между которыми можно переключаться, передвигая считывающую головку поперек ленты. Также они могут иметь несколько банков звуков, записанных вдоль ленты друг за другом, между ними также можно переключаться при помощи селектора на передней панели.

Меллотрон известен как очень капризный и ненадёжный инструмент. Это, и его немалый вес способствовали его вытеснению в 80-е годы более надёжными и портативными синтезаторами и семплерами. С удивлением узнал, читая вики про меллотроны, что Рик Уэйкман (на вид спокойный человек в общении) был так огорчён постоянными проблемами меллотронов с настройкой и лентами, что сжёг два своих меллотрона M400!

Меллотрон нуждается в регулярной чистке головок и прижимных роликов, регулировке положения головок и их размагничивании, а также в уходе за возвратными пружинами, обеспечивающими перемотку лент на начало после отжатия клавиш. Владельцам меллотронов приходится либо платить немалые деньги за регулярное обслуживание своих инструментов, либо обучаться этому самим. Однако, легкая расстроенность играет немаловажную роль в формировании «фирменного» звучания меллотрона. Вот из этого любопытно, как "легкая расстроенность" и традиционные проблемы с точной механикой в Институте точной механики и вычислительной техники могут повлиять на прочтение старых лент от БЭСМ-6 на студийном магнитофоне с другим шагом и количеством дорожек у МГ?



Типичные представители шоубизнеса



На ютюбе много разного про меллотроны.



С учётом того, что в 60-х годах делали музыкальные автоматы на 12 дюймовых гибких дисках, и их применяли в компьютерах в качестве памяти, почему не нашлось кого-нибудь, кто мог воздерзнуть какой Chamberlin или Mellotron в качестве кэша использовать?

Tags: история, механика, развлечения, электроника
Subscribe
promo engineering_ru september 27, 2014 22:50 58
Buy for 200 tokens
Приветствую! По просьбе Сергея 22sobaki хотел бы написать о работе инженером в Канаде, по возможности описать канадскую систему лицензирования инженеров, а также просто привести примеры из собственной практики. Пару слов о себе: меня зовут Николай, я инженер-электрик с уклоном в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments