Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

Немного про стандартизацию

Однажды, году так в 1877-м, французский офицер Шарль Ренар сидел в ангаре «Y», что под Мёдоном, и готовил первый в мире полностью управляемый полёт на дирижабле. Чертил, считал, подбирал материалы для будущего летательного аппарата… И столкнулся с фактом, который осложнил и без того непростую работу. Дирижабль – это километры канатов. Ренар сел и подсчитал, что во французскую армию канаты поставляют кто во что горазд – 425 разных диаметров. Что ни поставщик – свой диаметр каната. Работать с таким количеством размеров было решительно невозможно.
Дирижабль «La France» и ангар «Y»:
image_новый размер

Ренар решил, что такое разнообразие канатов ему не к чему, и что 425 диаметров канатов можно привести к единому стандарту.
Так родились ряды чисел, впоследствии названные именем Ренара. Вот один из рядов Ренара:
1           10         100
1,1         11         110
1,2         12         120
1,4         14         140
1,6         16         160
1,8         18         180
2           20         200
2,2         22         220
2,5         25         250
2,8         28         280
3,2         32         320
3,6         36         360
4           40         400
4,5         45         450
5           50         500
5,6         56         560
6,3         63         630
7,1         71         710
8           80         800
9           90         900

…и так до бесконечности

Не вдаваясь в математику (любопытствующие могут поизучать теорию), можно сказать, что Ренар вывел ряд чисел, которые геометрически равномерно, предсказуемо и оптимально заполняют любой промежуток. Кроме того, ряд Ренара включает в себя числа, близкие к числу Пи (3,14), к пропорции золотого сечения (1,618) и к дюйму (2,54 см).
Оптимальные числа для диаметров канатов распространились и на другие области техники.

Теперь мы понимаем, почему, открыв электрический щиток, мы видим автоматы на 10, 16, 25, 32, 40, 50 и т.д. ампер…
cb_1_новый размер

почему газовые баллоны делают ёмкостью 20, 25, 32, 40 литров…
ballon_новый размер

почему манометры изготавливают на максимальное давление 10, 16, 25 бар…
manometr2_новый размер

и почему стальной уголок имеет стороны 25, 32, 35, 40 мм…
ygolok1_новый размер
Tags: история
Subscribe
promo engineering_ru september 30, 2014 11:35 95
Buy for 200 tokens
В первых моделях автомобиля "Фольксваген Жук" омыватель лобового стекла работал от давления воздуха запасного колеса, размещавшегося рядом, под капотом. Поэтому запаска должна была быть перекачана до 2,5 кг/кв.см. Вид на подкапотное пространство сверху: вверху бачок омывателя, внизу ниша для…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments