Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

История лифта

Чтобы построить небоскреб, изобрести стальной каркас было недостаточно. Нужно было еще одно изобретение, возможно даже более важное. Ведь не заставишь же обитателей небоскреба, да и просто более-менее высокого дома ходить пешком по лестницам. Устройством, решившим проблему с обитанием людей на высоких этажах, стал лифт.

Вопреки широко распространенному мнению, лифт изобрел не Элайша Отис. Задолго до него подъемники использовались в горном деле, строительстве, но в домах они не приживались. Причина проста – человек, способный позволить себе подъемник, желал за свои деньги получить хоть какие-то гарантии безопасности своего нахождения в висящей на пусть и стальном тросе корзине. Но простого, дешевого и надежного устройства, обеспечивающего такую безопасность, не было.

Именно это желанное устройство* Отис и изобрел. И не только изобрел, но и как грамотный предприниматель лично представил публике. Хотя, возможно дело было не в грамотности: при испытаниях погибли два сотрудника Отиса, денег никто давать на новые разработки не хотел, и выбор стоял между риском и банкротством. В 1853г. при большом стечении публики в Нью-Йоркском Хрустальном дворце изобретатель взобрался на тяжелую, груженую мешками платформу, которая была поднята на высоту десятка метров, и, к ужасу присутствующих, перерубил канат, на котором платформа держалась. Благодаря свежезапатентованному устройству Отиса платформа не упала, и с тех пор лифт из чуда техники постепенно стал превращаться в повседневный бытовой прибор.


Первые лифты были, как и положено в те времена, паровыми. Широкого распространения они не получили, поскольку далеко не в каждом доме готовы были держать постоянно работающую паровую машину, да и механизмы самого подъемного устройства были очень громоздкими. Зато лифт стал визитной карточкой зданий с большим потоком посетителей: контор, магазинов, отелей. С его появлением именно эти здания растут быстрее всего, практически сразу появляются 5-7 и даже 10 этажные «протонебоскребы».



Лифтовая машина фирмы Отис на выставке в Филадельфии в 1876-м году.



(слева)Паровой лифт в офисном здании в Чикаго, 1893й год.
(справа)реклама фирмы производителя лифтов, конец XIX века


Следующим этапом в развитии стал лифт гидравлический. Он не требовал постоянной работы паровой машины, был значительно менее пожароопасен, однако и у него были свои недостатки. Первый – необходимость изготовления шахты для поршня. Если лифт ходит вверх-вниз на 5 этажей, то шахта должна быть ниже первого этажа на те же 5 этажей. С этой проблемой справились достаточно быстро - поршни стали делать горизонтальными или составными. Вторая проблема осталась неразрешима до сих пор – гидравлика не позволяет сделать лифт хоть сколько-нибудь скоростным.


Примерное устройство гидравлического лифта;
реклама производителя электрических лифтов, начало XX века


Лифт впервые стал таким, каким мы его знаем - электрическим, впервые в 1904м году. Общие принципы его работы с тех пор не меняются. Второе же его назначение – показывать насколько современно и функционально здание, в котором вы находитесь, актуально и по сей день. Наиболее ярко это проявилось именно в тех зданиях, которые не могли бы быть построены без изобретения лифта – небоскребах.

Автор: rudzin пост Ноя. 29, 2007
Tags: подъемное оборудование
Subscribe
promo engineering_ru апрель 30, 2014 15:00 70
Buy for 200 tokens
Originally posted by zilm at Как будут ремонтировать автомобили с углепластиковым кузовом? Когда инженеры BMW создавали свои подзаряжаемые автомобили, они столкнулись с необходимостью снижения веса. Аккумуляторы делают электромобиль или плагин-гибрид тяжелее аналога с ДВС, а…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments