mgsupgs (mgsupgs) wrote in engineering_ru,
mgsupgs
mgsupgs
engineering_ru

О Инженерах и Империи

Оригинал взят у mgsupgs в О Инженерах и Империи


Впечатляющий разбор полетов на тему подготовки инженерных кадров в РИ в предреволюционные годы.
Много фото из Харьковской Техноложки...

Пост восстановлен из архива 10.05.13

По материалам:

Фотоэкскурсия по Харьковскому технологическому институту императора Александра III(в дополнение)


Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова.часть I

Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова. часть II

порядка ради: разбор очередной фальсификации про инженеров и всех всех всех

Помним позицию П.Краснова "Если оценить ситуацию Красной России тех лет, то по здравому размышлению, она представляется безнадежной: почти 90% населения живет в деревне и в подавляющем большинстве неграмотно. Если пойти классическим путем, то пройдет не одно поколение, пока более-менее грамотные рабочие смогут стать за станки, читать наряд-заказы и выполнять приказы мастера, пока появятся эти самые мастера, которыми будут руководстводить опытные инженеры. Русских инженеров, можно считать, что почти нет. Царская Россия выпускала их несколько сотен в год на всю Россию. "(П.Краснов "Построить Невозможное", опубликована на сайте ,- http://stalinism.ru/Kollektivizatsiya/Po
stroit-nevozmozhnoe.html )

Помним позицию И.Пыхалова:"- "По наличию квалифицированных кадров, которые, согласно знаменитому высказыванию Сталина, решают всё, мы также явно проигрывали в сравнении с немцами. Если в Германии обязательное среднее образование было введено ещё в 1871 году, то в России накануне революции свыше 70%(!?) взрослого населения оставалось неграмотным. В 1913 году высшие учебные заведения Российской Империи окончили 10 тыс. человек, в том числе всего лишь(!!?) 1800 инженеров.
Так кому у кого следовало учиться? И кто кого мог чему-либо научить?" Конец цитаты. (И.Пыхалов “Где ковался фашистский меч”.)

Просите самоцитирование.
Данные в работах Иванова, Сапрыкина и Горана Алхпстрома  очень мало отличаются. Цифра выпуска за один 1913 год в 1800  инженеров Пыхаловым занижена по крайней мере на 1000. Это цифра лишь гражданских инженеров. К ней еще надо прибавить военных инженеров. И частчино,- выпускников физмат-факультетов университетов, которые работали в инженерной сфере - это будет еще около 2000 человек, то есть в сумме чуть меньше 4000 дипломированных "технарей"). И приведена в его статье эти цифра без аналогичных данных для Германии в 1913 году.

При этом в РЕАЛЬНОСТИ в Германии в те же годы выдавалось примерно 1300 дипломов инженеров в год. Во Франции - чуть меньше 1000, а к примеру в Швеции - около 150.(Goran Ahlstrom. Engineers and industrial growth: higher technical education and the engineering profession during the nineteenth and early twentieth centuries : France, Germany, Sweden, and England)

Накануне Первой мировой войны в универ­ситетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без ме­дицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведе­ниях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов та­кого рода.

Только в пяти мужских технологических институтах ведомства Министерства народного просвещения (Московском, Петербургском, Харьковском, Киевском и Томском) в 1913 году училось 10 000 инженеров. Но это только часть политехнических вузов (были технические институты ведения министерства промышленности и торговли, МПС, почтового ведомства, горные институты, военно-инженерные и т.д.) Всего - в 1913 году от 22 до 30 тысяч студентов-инженеров (почти в два с половиной раза больше, чем в Германии!).

Поразителен и крайне неприятен для П.Краснова будет вывод Сапрыкина-
"Таким образом, вопреки широко распространенным пред­ставлениям можно сделать вывод, что Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области техни­ческого образования, обойдя Германию."

Грандиозная ошибка Пыхалова в том, что он использовал некритически им осмысленную цифру в 1800 инженеров для иллюстрации тезиса "Кто у кого учиться должен был" в cлучае  с Германией.
Потому что если бы Пыхалов привел цифру выпуска немецких инженеров в 1913 году,- 1300 инженеров,- аргумент бы потерял силу.

Если бы он потрудился изучить вопрос с техническим образованием в Империи, то был бы куда осторожнее. А так, для неискушенного человека,- 1800 инженеров,на первый взгляд, как мало и отстало. Идет расчет на некомпетентное воcприятие казалось бы небольшой цифры, ибо совершенно неясно,- 1800 инженеров в год- отстало это или прогрессивно с точки зрения  общевропейского технического образования начала XX века. Причем аналогичных данных для Германии не приводится,тем самым цифра "1800" повисает в вакууме .

Пыхалов, на мой взгляд, по идеологическим соображениям, не назвал реальную причину отсутствия собственных советских инженерных кадров в СССР в 20-30-е годы, да и вообще сотрудничества СССР с Веймарской республикой и Третьим Рейхом,- от 70 до 90 процентов инженерных кадров в высокотехнологичных отрослях экономики были уничтожены на 70-90%, в зависимости от отрасли. В ходе гражданской войны, революции и террористических кампаний. Кто эмигрировал, кого уничтожили физически. Вопрос ДЕиндустриализации 1917-1924гг. Пыхаловым не рассматривается в принципе.

Естественно, в проблемах отсутствия инженеров у него виновата азиатская деспотия,- Российская Империя. Где даже инженеров 1800 в 1913 году. Чтобы эта цифра в реальности не значила. И сколько бы в тот же год в Германии не выпустилось инженеров.

Есть императив. Нужно срочно показать как Сталин создал мощное образование,- в Империи c инженерами было отвратительно, лишь при Сталине создали кадры, поэтому можно и опуститься до таких вот любопытных откровений.
Никакого отношения к исторической науке эти построения не имеют. Это пропаганда.

Cтрасти по инженерам не утихают, поэтому в качестве своеобразной иллюстрации предыдущих постов нагло копипастю очень любопытные фото от уважаемого единомышленника [info]nilsky_nikolay.

Мне кажется будет в тему.  Особенно удивляет мат.база института.

Примерные временные рамки: 1900 или 1905 год (фото - сканы из альбома, скорее всего посвященного 15-ти- или 20-тилетию института; вероятно всё-таки 1900 год). Всего 75 фото.


1. Общий вид института со стороны города.


2. Главные ворота.


3. Главная аллея.


4. Круглый цветник.


5. Главное здание.


6. Средняя часть фасада главного корпуса.


7. Лестница главного корпуса.


8. Коридор главного корпуса.


9. Конференц-зал.


10. Учебный комитет. (Я так понимаю - прообраз нынешнего учёного совета.)


11. Кабинет директора.


12. Канцелярия.


13. Рисовальный зал.


14. Читальный зал фундаментальной библиотеки.


15. Музей.


16. Внутренний двор главного корпуса.


17. Химический корпус.


18. Лаборатория качественного анализа.


19. Лаборатория органической химии.


20. Химическая аудитория.


21. Экспериментальный стол химической аудтории.


22. Весовая.


23. Аллея к химическому корпусу.


24. Физический корпус.


25. Физическая аудитория.


26. Двухэтажный зал физического кабинета.


27. Физический кабинет.


28. Физическая лаборатория.


29. Измерительный зал электротехнической лаборатории.


30. Машинный зал электротехнической лаборатории.


31. Группа студентов с профессором электротехники П.П.Коп.


32. Новый корпус.


33. Лаборатория волокнистых веществ.


34. Лестница нового корпуса.


35. Лекция профессора прикладной механики П.М.Мухачёва (В сентябре 1905 года стал первым выборным директором института. - прим. моё).


36. Группа студентов с профессором Мухачёвым.


37. Библиотека нового корпуса.


38. Чертёжная.


39. Торжественный зал нового корпуса.


40. Инженерно-механические лаборатории.


41. Механическая лаборатория по испытанию материалов.


42. Механическая лаборатория. Приборы для испытания цементов.


43. Механическая лаборатория. Машина для распиловки камней.


44. Механическая лаборатория. Машина для замораживания.


45. Механические мастерские.


46. Электрическая станция.


47. Электрическая станция.


48. Электрическая станция. Двигатель Дизеля.


49. Механические мастерские. Формовочная.


50. Механические мастерские. Столярная.


51. Механические мастерские. Токарная.


52. Механические мастерские. Токарная.


53. Жилой корпус №1.


54. Жилой корпус №2.


55. Химико-технологические лаборатории.


56. Химико-технологические лаборатории.


57. Лаборатория минеральных веществ.


58. Лаборатория минеральных веществ. Печи.


59. Лаборатория сахарного производства.


60. Кабинет профессора технологии А.П.Лидова


61. Лаборатория органических и красильных веществ.


62. Лаборатория органических и красильных веществ.


63. Лаборатория органических и красильных веществ.


64. Газовый завод.


65. Ретортное отделение газового завода.


66. Контрольное отделение газового завода.


67. Служительский дом и приёмный покой.


68. Приёмный покой.


69. Парк.


70. Парк.


71. Парк.


72. Аллея к сельскохозяйственной станции.


73. Сельскохозяйственная станция.


74. Сельскохозяйственная станция. Машинный зал.


75. Группа преподавателей.


Еще по теме. </div>
</div>
Tags: история
Subscribe
promo engineering_ru september 25, 2014 18:53 110
Buy for 200 tokens
Есть в теплоэнергетике и теплоснабжении такая вещь - ПЛАСТИНЧАТЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК. Используется в котельных, тепловых пунктах для передачи тепла. Проще выражаясь для отопления и горячего водоснабжения. Если еще проще, то вода в Вашей системе отопления - вода из ПЛАСТИНЧАТОГО ТЕПЛООБМЕННИКА, вода в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments