igor_schwab (igor_schwab) wrote in engineering_ru,
igor_schwab
igor_schwab
engineering_ru

Categories:

Вайсенхофзидлунг (Weissenhofsiedlung)

Необычный архитектурный музей под открытым небом в Штуттгарте, Германия.

Конструктивистский архитектурный музей (фотки - август 2012) с моими пространными комментариями и двумя архитектурными экскурсами в другие города и страны.



1. Вообще-то Штуттгарт - это не совсем тот город, где стоит искать музеи мирового значения (ну, за исключением музеев Порше и Мерседеса). Однако здесь есть единственный в своем роде Музей конструктивизма. Мне этот архитектурный стиль очень по душе, нравится экспрессия его лаконичных форм.

В городе есть целый квартал, застроенный в 1927 году в этом футуристческим в то время для старого немецкого города стиле. Дело в том, что после Первой мировой войны город стал очень быстро расти, промышленность (Мерседес, Бош, ну, вы в курсе...) привлекала всё больше рабочих. К середине двадцатых проблема с нехваткой жилья обострилась до невозможности и в поисках выхода из "квартирного кризиса" был объявлен архитектурный конкурс на "новое жилище". Оно должно было быть дешевым и удобным. Тут-то идеи конструктивистов с их "фабриками для жилья" пришлись как раз кстати. Никто специально проекты в одном стиле на конкурс не отбирал - это получилось само собой. Так в Штуттгарте появились 27 новых белых домов. Макет этого квартала - на снимке.


Несколько домов из этого макета не сохранились до наших дней, они были разрушены в 1944-1945 во время бомбардировок союзников. Ввиду того, что квартал расположен в стороне от цернтра города, в целом от пострадал всё же не так сильно, и большинство стоит и сегодня.

Надо сказать, что вся эта революционность внешнего вида чуть не вышла зданиям боком: в конце тридцатых их обзывали "арабским кишлаком", рисуя карикатуры, и даже вознамерились снести, как не соответстуюшие "немецкому духу", построив на их месте что-то военное. Война, однако, помешала воплощению планов, но не помешала перестроить весь квартал на привычный лад: с двускатными черепичными крышами. Но и после войны общественное мнение недолюбливало конструктивизм, снести по разным соображениям их пытались до середины восьмидесятых, пока наконец не признали памятником архитектуры и не провели масштабную реставрацию с возвращением оригинального внешнего вида.

Кстати, родина конструктивизма -- революционная Россия, и замечательные его образцы -- не только в столицах, но и разбросаны по всей стране. В частности - в Самаре.
[Осмотреть самарский конструктивизм (+3)]2. Наступление советского времени в Самаре отмечено не только сменой персонажей на постаментах, но и совершенно замечательными образцами архитектуры 20-х - начала 30-х годов.

Я, признаться, думал, что такие значительные конструктивистские здания есть только в Москве и Харькове, да еще в Питере, но оказалось, что не только.

Это, если я правильно понял, здание Штаба Приволжско-Уральского военного укруга.



3. А вот еще одно. Кстати, у него есть интересная особенность. С этого ракурса - настоящий конструктивизм (за пластиковые стеклопакеты только хорошо бы руки оторвать)...



4. ...а вот с этого - проглядавают колонны и массивная входная группа уже в духе сталинского ампира.

Надо думать, начинали стройку в 20-х, а заканчивали - в 30-х, а там ветер подул уже в другую сторону, и время конструктивизма, как стиля, несответствующего образу новой советской империи, подошло к концу.



5. Наиболее известный из участвовавших в штуттгартском конкурсе архитекторов - Ле Корбюзье. Это дом по его проекту на две семьи. Характерные черты конструктивизма - как на ладони: простые геометрические формы, ненесущие фасады с сплошным фронтом окон, "выставленные наружу" конструктивные элементы здания - колонны и т.п.


Вообще, Корбюзье, видимо, любил "здания на ножках". Эта идея обкатывалась в Штуттгарте и нашла развитие в его более поздней работе - знаменитой вилле Савой под Парижем (1931г.)
[Посмотреть виллу и развитие этой идеи Корбюзье в СССР и Германии]

6. Эх, у современного говно-хайтека такой такой красоты уже нет!

(фотка - с просторов интернета)

Всем, кто бывал в Ульяновске (это город в Поволжье, по совместительству -- родина Ленина, если кто не знает), эта вилла непременно должна что-то напомнить...

7.1. Да, ошибиться, где советские архитекторы почерпнули вдохновение для строительства Ленинского Мемориала к столетию Ленина -- почти невозможно. Очень хорошая переработка идеи получилась, я считаю. Кстати, за этот проект авторский под руководством Б. С. Мезенцева был отмечен Ленинской премией 1972 года в области архитектуры.

(взято отсюда: http://arap-strab.livejournal.com/4561.html)

7.2. А вот еще одна итерация, на этот раз из Франкфуртского архитектурного музея. Этот дом (Кампманн, 1958-1962) стоит в Бад Наухайме, что под Франкфуртом. В общем, идеи Корбюзье долго не давали покоя архитекторам по всему свету!



8. Ну ладно, закончим мои архитектурные экскурсы и вернемся к музею в Штуттгарте.

Все дома, построенные тогда к конкурсу -- до сих пор жилые. Они разрабатывались вместе с интерьерами, которые, правда, б.ч. не сохранились, как не очень практичные, и только в доме Ле Корбюзье создан музей и проведена полная реконструкция оригинальных интерьеров. Характерная черта -- утилитарность, возведенная в абсолют: складная и трансформируемая мебель и даже сами комнаты (посредством сдвижных перегородок: ночью единое помещение разделялось на спальню родителей и детскую, днём превращалось одну большую жилую комнату).

Например, вот эта кровать, убирающаяся днём в нишу и превращающая спальню в гостиную.

Кому доводилось видеть проекты мебели для хрущевок 60-х, тот без труда поймет, откуда пошли идеи для нее. Тогда, после эпохи сталинского ампира, пришлось идеи конструктивизма и массового жилья "придумывать" заново, а ведь были впереди планеты всей...



9. Очередной плод утилитарности - коридор шириной 60 см. А что, для одного человека - вполне достаточно, да и служить он должен был быть только ночью как "черный ход": комнаты-то походные.

Стоит отметить, что как ни старались организаторы конкурса сделать "дешевое и удобное жильё для рабочих", в 20-х годах этого не получилось, аренда оказалась неподъмной. (Дома после конкупса перешли в собственность города, но власти не стали заниматься показухой и установили цены на аренду, соответствующие стоимости строительства и содержания зданий) Квартал заселили чиновники и интеллигенция, да и сами архитекторы понимали, что из новейших материалов (сталь, железобетон) тяжело сразу построить дешево -- поэтому во всех домах по проекту предусматривалась комнатушка для прислуги.



10. Одним из условий конкурса было использование самых передовых благ цивилизации; кухня выглядит впоне современно, не находите?


Кроме экспериментального внешнего вида и внутреннего устройства, попытались поработать и с инфраструктурой: один дом был сделан полностью "электрическим", другой -- "газовым", третий оборудовали котлом на каменном угле. Опыт показал, что отопление электричеством чересчур дорого, и после выставки все дома переделали под газ.

11. Все узнали хрущевку, да?



12. Внутри -- хоть и достаточно аскетично, но очень выразительно.



13. Условием конкурса было также решение насущной проблемы всех больших городов того времени - скученности, недостатка свежего воздуха и солнца, и обусловленных этим болезней, вроде туберкулёза. Отсюда и обязательное наличие балконов, террасс или озеленной крыши.



14. А с крыши - чудесный вид на Штуттгарт.



15. В этом конкурсном квартале были опробованы разные формы застройки. Вот, например, рядные дома, или, -- как их там по-новорусски? -- таунхаусы.

Кстати, выходящие на улицу блоки (как раз видны на фото) - не жилые, а подсобные. На первом этаже - кладовая и прачечная, на втором - сушилка. Это тоже плод рационализации. Одна из концепций - оптимизация и облегчение домашнего труда в плане сокращения "беготни" по дому при выполнении домашних дел.



16. Или вот дом на одну семью...



17. А тут и многоквартирные дома. Выглядят очень современно, и не скажешь, что почти 90 лет прошло. Удивительно, но выходит, за неполное столетие архитекторы так и не выдумали ничего посвежее, продолжают опыт конструктивистов эксплуатировать.



18.



19. Ну и няшечка напоследок...


Спасибо за внимание!

Оригинал взят у igor_schwab в Вайсенхофзидлунг (Weissenhofsiedlung)
Tags: газы, история, организация пространств и территорий, отопление и теплоснабжение, сооружения, строительство, электричество
Subscribe

promo engineering_ru october 26, 2011 17:45 10
Buy for 50 tokens
Финский архитектор Алвар Аалто (1898-1976), помимо собственно зданий, часто проектировал их внутреннюю начинку - мебель, предметы интерьера. В санатории в Паймио (1929–1933) Аалто разработал конструкцию раковин в палатах. Мало того, что их было две - своя для каждого пациента так они ещё и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments