
Наверное, каждый из вас втайне давно мечтал узнать, как же получается горячая вода в рукомойниках самолёта, летящего 800 км/ч в бескрайнем небе.
Осмотрим стандартный модуль туалета:

Справа от нас наблюдаем раковину.
Кран её может проистекать холодной и горячей водой.
Холодная вода поступает в кран из самолётного водяного бака, а горячая получается непосредственно на месте употребления - нагреванием в водогрее, находящемся под раковиной.
Общая схема выглядит примерно так:

Как раз где-то тут и находится интересное:

Если туда залезть, мы увидим сегодняшнего пациента:

Этот Water Heater надо было заменить по причине неводогрейности.
А вот и его исправный собрат:

С кейсом и документами, как и положено заграничной штучке.
Рассмотрим устройство.
Питается оно однофазным напряжением 115 В 400 Гц через разъём:

Питание подаётся через автоматы защиты в пилотской кабине в нижней внешней части панели P18 (сзади капитана).
В верхней части агрегат имеет выключатель питания и индикатор подачи питания на управляющую нагревом электронику.

Кстати, и схема:

С тыльной стороны верхней части мы имеем:

- кабель подачи питания,
- выход предохранительного клапана на 10 атм, который является последней из защит от перегрева,
- штуцер отвода горячей воды к потребителю.
В нижней части устройства:

- переключатель нагрева воды (40, 46, 52 градуса Цельсия),
- штуцер ввода холодной воды (под красной заглушкой).
Управляющая электроника стремится поддерживать воду внутри водогрея около заданной переключателем температуры.
Для этого электронная схема включает и отключает нагреватель.
Бывает, что водогрей не работает после стоянки самолёта со слитой водой.
Обычно это происходит из-за перегрева нагревателя.
Дело в том, что для прогрева самолёта обычно запускают ВСУ и подают электропитание. А АЗСы питания водогреев иногда забывают выдёргивать перед сливом воды, или втыкают их до заполнения всей системы.
(В этой части Airbus тоже сделан лучше, хотя и раньше, чем NG.
На A320 питание водогреек отключается релюшкой при срабатывании сенсора низкого уровня воды в баке)
Чаще всего в таком случае срабатывает защита от перегрева - термовыключатель на 76 градусов, находящийся под верхней крышкой.
Чтобы снова его включить, надо отвернуть барашек на крышке:

, снять её,
и нажать пальцем на выпуклость сверху рыжей резиновой крышки этого термореле:

Чаще всего, после этого работоспособность водонагревателя восстанавливается.
Однако в нашем случае танцы с бубном не помогли, и оператор самолёта прислал задание поменять Water Heater.
Также прислали исправный Heater.
Ну что же - дурное дело нехитрое.
Слава Боингу, водогрей крепится всего одним хомутом:

Отключаем питание выдёргиванием АЗСа.
Для снятия давления воды стравливаем давление наддува водяного бака открыванием крана заправки
или просто перекрываем кран подачи воды ниже водогрея:

(в данном случае вода уже была слита для долгой зимней стоянки)
Ищем в мешанине под раковиной разъём питания

и рассоединяем его.

(разъёмчик тут очень правильный - защёлкивающийся после поворота обоймы на треть оборота)
Откусываем отбортовочные стяжки и освобождаем кабель питания.
Ключом 11/16" откручиваем гайку штуцера отвода воды:

Шланг подвода воды ввиду неудобного доступа легче открутить с другого конца, от тройника распределения холодной воды:

Отсоединяем шланг:

Трещоткой с головкой откручиваем гайку хомута...

, небольшой рывок, и побеждённый агрегат лежит у наших ног:

Теперь можно удобно перемонтировать шланг.
Установку производим, как говорится, "в обратном порядке".

Стяжками отбортуем кабель питания:

, и останется лишь проверить работоспособность и герметичность после подачи воды.
Ну, и оформить замену в бортжурнале.
Этим, а также другой бумажной работой, займёмся в нашем офисе.
Однако... сюрпрайз!
Дотерпевшие до конца водогрейного рассказа получают бонус.
Пару слов об огнетушении мусорного отсека туалета.
Разумеется, у всех у нас крутится на языке вопрос про покурить в туалете.
Не надо.
Пожар в полёте - это далеко не то, что вам нужно; точно-точно.

Однако на всякий пожарный, для тушения пространства под раковиной и мусорного контейнера производители предусмотрели.
Живёт под раковиной вот такой скромный баллончик с фреоном под давлением:

Из него торчат несколько трубок, запаянных легкоплавким составом.
Некоторые трубки торчат прямо под раковину, а некоторые выходят в отсек для мусора:

Если температура внутри какого-то отсека превысит некое значение, состав расплавится, и фреон будет выброшен в защищаемый отсек.
Мусорный отсек закрывается довольно плотно, так что там вероятность успешного тушения выше.
Для определения возможного перегрева мусорного отсека на его наружной стенке имеется индикаторная наклейка:

При превышении указанных значений термочувствительные участки темнеют.
Бывает, что от времени темнеет только какой-то один индикатор.
В таком случае после осмотра внутренностей отсека на предмет перегрева индикаторная наклейка заменяется.
Вот теперь обзор матчасти закончен.
Всем спасибо.
P. S. Благодарю компанию Боинг за любезно не предоставленную схему.