egorov (egorov) wrote in engineering_ru,
egorov
egorov
engineering_ru

Category:
  • Mood:
  • Music:

Проектирование по-русски

Где русскому хорошо, там немцу смерть. Всегда почему-то эта поговорка приходит в голову при реализации сложных проектов с кучей контрагентов и подрядчиков. Расскажу про самый феерический проект, в котором удалось поучаствовать.

Началось всё с того, что на одном украинском горно-обогатительном комбинате (дальше - просто ГОК) планировали модернизацию земснаряда, который выкачивал из бассейна (аварийной ёмкости) воду, в сам бассейн закачивалась мутная смесь воды с песком и всякой химией (пульпа), продуктами подготовки руды. Был устроен тендер, в ходе которого было приняты решения: земснаряд заменить новым (ГОК - не бедный же) и повысить высоту выброса воды (читай - повысить рабочее выходное давление для насоса грунтовой воды), чтобы в будущем сделать точку сброса в другом месте (для развития карьеров). Один из российских производителей земснарядов, который с советских времён сотрудничал с ГОКом (назовём его Завод Земснаряд) предложил такое решение - делаем новый земснаряд, недорогой, потому что уменьшенных габаритов. А уменьшенных габаритов, потому что насос ставим на прежнее рабочее давление, но чтобы дать повышенное давление - делаем насос с запасом по механике и крутим его двигателем на частоте не 50, а 60 Гц. И выиграли тендер.


(фото похожего земснаряда)


Сроки реализации заказа были достаточно быстрыми (год со дня предоплаты), поэтому Завод Земснаряд начал искать готовую конструкцию земснаряда для этих целей (так как своей не было подходящей) и нашли её у одного проектного института, конструкция подходила, надо было только переделать для размещения другого набора оборудования (кабель-каналы, датчики, извещатели, двигатели, насосы и прочее). Потом Завод Земснаряд узнал, что размеры системы частотного регулирования для двигателя мощностью 1,6 МВт на 6 кВ совсем немаленькие, и вес - порядка нескольких тонн. Пришлось немного перепроектировать помещения под палубой, чтобы земснаряд сохранил правильный центр масс.

Завод Земснаряд планировал провести контрольную сборку у себя на площадке, а затем - разобрать и отправить железной дорогой готовые отсеки. Загодя был получена система частотного регулирования. При попытке установки самого тяжёлого узла (специального силового трансформатора) на платформу отсека - его уронили, "поплыл" магнитопровод и был погнут металлический каркас трансформатора. Также небрежно были выгружены и другие шкафы - побиты двери и прочее. Переговоры с производителем - и Завод Земснаряд отправляет систему частотного регулирования на ремонт заводу-производителю. Завод-производитель ремонтирует долго (по причине сложного трансформатора). Подходит срок поставки земснаряда ГОКу - а отправить его не могут, так как без системы частотного регулирования нельзя заварить отсеки, а другие отсеки без отсеков для частотника - тоже поставить нельзя (надо выставить стыки). Заказчик-ГОК нервно звонит и напоминает про штрафные санкции в договоре.

Наконец, система частотного регулирования в исправном виде попадает на завод Земснаряд, её заваривают в отсеки и принимают решение не проводить контрольной сборки отсеков на заводе, а сделать всё уже "по месту" непосредственно на объекте, так как "сроки горят", а точнее - уже сгорели. Отправляют с отсеками опытных слесарей-судостроителей и за пару месяцев земснаряд на объекте уже сварен и спущен на воду технологического бассейна - на радость Заказчику. Но завод явно не рассчитал трудозатраты на прокладку и подключение проводки - начиная от цепей 6 кВ, питания собственных нужд 380 В, заканчивая тысячами цепей управления и сигнализации. Ещё оказывается, что проектант почти не заложил привязку прокладки кабелей и также разработана не вся схемная документация - ряд оборудования подключается в режиме "по телефону". Трое командированных электриков с завода усиленно борятся с прокладкой и подключением 3 месяца, затем просятся домой к семьей. А останавливаться нельзя - работы-то показательные, на территории Заказчика. После переговоров с ГОКом привлекается местный подрядчик (назовём его Электромонтаж), который продолжает недоделанные работы по монтажу проводки на земснаряде. Электромонтаж - умные ребята, в договоре прописали, какие цепи будут монтировать (по проекту) - и замонтировали их. Но, как оказалось, в проекте земснаряда не было учтено ещё несколько групп потребителей - и монтаж снова оказывается не готов, включать нельзя. Завод Электромонтаж уговаривает одного электрика снова поехать в командировку - сразу предупредили, что надолго. И этот работага продолжает в режиме "по телефону" монтировать проводку. Итог - проводка была проложена с грубыми ошибками, в частности кабель 6 кВ с изоляцией для внутренней прокладки (полиэтилен) был проложен прямо по палубе. На замечания электрики разводили руками - "так больше негде". То, что через пару лет полиэтилен даст трещины и может быть пробой - игнорировалось.

В общем, через 5 месяцев после начала монтажа проводки земснаряд был готов к подаче напряжения и испытаниям. Ещё две-три недели шли согласования командировок подрядчиков - поставщиков системы частотного регулирования (от частотника, и от возбудителя синхронного двигателя), Электромонтажа. В итоге уже все собрались и начинаются работы. Приезжают из управления ГОКа и проводят всем планёрку - у нас такого-то числа - сдача этого земснаряда шишке из министерства, будет съёмка и показ на ТВ, так что разбейтесь в лепёшку, но чтобы к такому-то числу работало! Такое-то число - примерно через месяц, все почесали в затылке - и сказали, что будут стараться.

Ребята из заводоуправления ГОКа почти каждый день приезжали на земснаряд, спрашивали: "Ну что?", в общем пытались всячески ускорить работы. Подрядчики стали спешить так, что работали с нарушением правил техники безопасности - наладка велась без выключения напряжения 380 В, 6 кВ не подавали. Но в схеме был трансформатор 6/0,4 кВ собственных нужд (а схема-то была запутанная, я писал выше). И в один прекрасный день случайно (по ошибке электрика завода Земснаряд) напряжение 380 было подано на обмотку 0,4 кВ, соответственно на обмотке 6 кВ появилось высокое напряжение. И в этот же день электрик завода Земснаряд решает провести последнее подключение в ячейке 6 кВ. И берётся руками за кабель с напряжением 6 кВ. Слава Богу, он выжил. Он получил ожог руки, потерял несколько пальцев и много ещё каких расстройств получил. Но выжил!

Ясное дело, что после такого инцидента все работы были прекращены, на земснаряд приехали чуть ли не все начальники ГОКа, приехало начальство завода Земснаряд. Все подрядчики, которые были на земснаряде - писали объяснительные, с завода из не отпускали "до выяснения". Завод Земснаряд начал качать права, что это не его вина и они будут проводить расследование и привлекать юристов. Но тут оказалось - что по договору - земснаряд переводится в собственность ГОКа после сдачи в эксплуатацию, до этого является собственностью завода Земснаряд, то есть российский земснаряд на территории украинского предприятия, причём ни в одном документе не указаны правила регулирования и ответственности сторон в этой ситуации. В общем завод Земснаряд закусил губу и стал искать выход из этой ситуации. Электрики с завода ехать не хотели ни в какую (после такого), местные подрядчики не велись. В общем завод договорился с главным командированным судостроителем (механиком), что он будет и за электрику отвечать.

Дату торжественной сдачи сдвинули дальше из-за несчастного случая, стали снова созывать всех подрядчиков, которые разъехались. Подрядчики продолжили в рабочем темпе отладку - и выяснилось, что проектант в цепях управления больше ошибок сделал, чем правильных связей нарисовал, подрядчики переподключали цепи, звонили проектанту, сообщали о найденных ошибках, получали ответ, что "потом исправят, а сначала надо сделать, чтобы работало". Оказалось, что было выбрано нестыкующееся оборудование разных поставщиков и приходится его дорабатывать, чтобы обеспечить сопряжение. На эти несоответствия завод Земснаряд говорит всем - мы Вам всем заплатим за доработку, только сделайте, чтобы работало.

К торжественной дате не всё было испытано на земснаряде и руководство ГОКа приняло решение просто включить что можно на земснаряде ("погудеть") и тем самым показать его готовность и торжественно "сдать шишке" с телевидением. В день сдачи от берега (пыльная насыпь из щебня) на судно поставили лестницу (трап). Так вот этот трап перед тем, как "шишка" должна была зайти на палубу - упал в воду. Ну как в воду - очень грязную и неприятно пахнущую жижу из песка и хим. отходов производства, разбавленную водой. В общем, конфуз вышел. Но руководители с ГОКа сделали вид, что всё в норме - и крикнули "Запускай, земснаряд" и он загудел. Вот так и сдали земснаряд!

Дальше были ещё несколько месяцев наладки, испытаний и опытной эксплуатации земснаряда, в это время выяснилось, что двигатель главного насоса мощностью 1,6 МВт (который и поднимает жижу - пульпу) - по паспорту на 50 Гц. А надо на 60 Гц. Завод Земснаряд написал запрос на завод-производитель двигателя, чтобы подтвердили работу двигателя на 60 Гц. Те и подтвердили - непродолжительное время (до 10 минут), длительно - запрещено, снимут гарантию. А ГОКу в каком-то там году надо обеспечить высоту подъёму, для которой нужны 60 Гц (сейчас и 50 Гц хватает) и поэтому ГОК не хочет принимать на баланс земснаряд.

В общем, to be continued...

Tags: гидротехнические сооружения, проектирование & проекты, флот
Subscribe
promo engineering_ru february 2, 2016 08:22 129
Buy for 50 tokens
Из приговора военного трибунала Балтийского Флота и Кронштадтской крепости, 1923 года, декабря 19 дня: Вечером 19 июля 1923 года военные моряки линейного корабля «Парижская коммуна» – котельный механик Борисов, трюмный старшина Путилин, трюмные ученики: Пронин, Сизов, Колеров, Писарев, Логинов,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 215 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →