Lx (lx_photos) wrote in engineering_ru,
Lx
lx_photos
engineering_ru

Categories:

Заправка авиадвигателя маслом

Как вы думаете, что техник делает на самолёте чаще всего?
Ругается с экипажем?
Борется с матчастью?


Одно из самых частых занятий - это заправка двигателей маслом.

Масло обычно заправляют из таких вот, как на предыдущем фото, запаянных жестяных банок.
Ёмкостью по 1 кварте (0,946 л).

Маслосистема в целом - это вопрос долгий и со множеством подробностей (я вот как раз залез в документацию и немного просветился заодно).
Но сегодня мы кратенько пройдёмся лишь по вершкам - по маслобаку и заправке маслом.

Начнём с того, что двигатели бывают разные.
Одни могут налетать десятки часов, и потребовать лишь литр-другой.
Другие потребляют неумеренно, и за один полёт до всероссийской азиатской здравницы и назад успевают израсходовать по пять литров.
Соответственно, и заправлять маслом возникает необходимость не всегда. Но обычно - каждый прилёт самолёта на базу (в транзитном порту обычно не заправляют).
Как вы понимаете, при таких расходах масло в двигателе вообще нет необходимости менять - его просто доливают, и оно полностью заменяется свежим само собой через десяток полётов.

Масло для современных газотурбинных двигателей изготавливается на основе сложных эфиров.
Работоспособно оно в широком диапазоне температур - от -40 до +200 градусов.
Есть несколько видов подобного масла разных производителей.
Они взаимозаменяемы и обычно могут смешиваться без ущерба для матчасти.
Оператор самолёта сам выбирает, на каком масле эксплуатировать двигатель.
Например, на фотке видно масло Mobil Jet Oil 2.
Аналогом его являются масла TurboNicOil 600, BP 2380 и другие.
На банке также написана спецификация, которой удовлетворяет это масло - MIL-PRF-23699 (американские военные постарались) и NATOвский код O-156.

Лючок доступа к маслобаку находится на Эйрбасовском двигателе CFM56-5 слева (по полёту, разумеется).
Вот он на капоте вентилятора, обведён жёлтым:


Ближе он выглядит так:


Слева - две петли навески дверцы, справа - два нажимных замка.
Нижняя надпись информирует нас о марке применяемого масла.
Верхняя надпись - ошибочная: на самом деле упомянутый воздушный клапан стартёра находится справа двигателя.

Проверять уровень масла надо в интервале от 5 до 30 минут после остановки двигателя.
В это время масло уже успело стечь в маслобак, но ещё не успело остыть. И давление в маслобаке уже стравилось.
При остывании масло уменьшается в объёме, и если его заливать через значительное время, можно здорово перезаправить двигатель. Тогда лишнее масло будет выброшено через систему суфлирования в атмосферу.
На некоторых двигателях возможно попадание избыточного масла в систему отбора воздуха и далее в систему кондиционирования салона. Пассажиры могут быть недовольны.

Открыв лючок, можно увидеть буквально следующее:

Маслобак покрыт огнеупорным покрытием.

В правом нижнем углу свисает крышка заливной горловины, но обычно она, конечно же, закрыта.

Сверху бака находится датчик уровня масла:


Его сигнал преобразуется в показания на дисплее в кабине:
(обведено жёлтым)

Уровень показан в Квартах (QT).

Также мы видим следующее:
В левом нижнем углу фотки лючка - масломерное стекло:


По нему можно ориентировочно понять, полный маслобак, или нет.
Между вторыми сверху винтами стального прижима стекла можно углядеть горизонтальную метку на стекле, которая обозначает уровень максимальной заправки бака - это примерно 18 литров.
Вообще-то ёмкость маслобака - порядка 20 литров масла.
А для полёта минимум составляет примерно 10 литров (конечно, на таком минимуме никто не летает).

За время полёта масло испаряется через систему суфлирования двигателя.
И в стекле оно перестаёт быть видным уже при уровне в 16 литров.
Поэтому точно узнать, сколько надо заправить, на земле невозможно. И масло льют, пока оно не покажется в окошечке и не достигнет уровня возле метки на стекле.

Справа мы наблюдаем два штуцера подключения системы заправки под давлением.
Они имеют быстроразъёмное соединение с шариковым замком.
Нижний штуцер - заправочный.
Верхний - для выравнивания давления с атмосферой, и для перелива излишнего масла.
Подсоединяется небольшой бак с маслом, обычно с ручным насосом.
К верхнему штуцеру подсоединяется через шланг канистра.
Затем качаем ручкой насоса масло, пока не хватит. Смотрим по стеклу.

Такая заправка применяется нечасто.
Обычно масло заправляется открытым способом, через заливную горловину.

Она имеет крышку с подпружиненной ручкой.
Для открытия нужно поднять ручку, повернуть её против часовой стрелки, и вытянуть крышку вверх по пазам.


Крышка будет висеть сбоку горловины, пока масло заливается.


Масло поставляется в запаянных банках.
Культурный техник пробивает отверстие сверху в банке специальным приспособлением, а обычный - отвёрткой.

Вокруг горловины обустроен лоточек, в который попадает масло тогда, когда техник льёт мимо горловины.


Из этого лотка масло попадает по шлангу в дренажный насадок снизу двигателя:

и оттуда уже льётся на перрон.

Так как заливать масло на двигателях CFM56-5 не очень удобно, и под конец масло в бак уходит медленно, то перелив или небольшое непопадание в горловину - это обычное явление.
И следы масла на бетоне под двигателем встречаются нередко.

Вот, пожалуй, и всё, что "в первом приближении" можно рассказать об этом довольно обычном процессе.

Кстати, не забываем закрыть крышку горловины бака и проверить то же на втором двигателе.
Tags: авиация и воздухоплавание, транспорт
Subscribe

  • Шагающий дом

    А в странах бСССР здания ходили или их только домкратами по рельсам передвигали?

  • Ещё раз к вопросу о магнитных лентах

    77 лет назад, 27 января 1944 года кончилась блокада Ленинграда. По этому поводу вчера была проведена церемония передачи аудиоматериалов в Центральный…

  • О проблемах с российской печатью

    День российской печати сегодня, а не только Старый Новый Год на дворе, а потому хочется поговорить о проблемах с нашей печатью. Такого о истории…

promo engineering_ru march 16, 2016 10:02 15
Buy for 50 tokens
В сообществе chto_chitat возникла тема про французский телеграф времен Наполеона. Потому решил запостить сюда пару старых постов на эту тему: Любопытный пример технологии, которая вполне бы могла быть создана и на 100-150 лет раньше и потребность в которой вроде бы была, но…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Шагающий дом

    А в странах бСССР здания ходили или их только домкратами по рельсам передвигали?

  • Ещё раз к вопросу о магнитных лентах

    77 лет назад, 27 января 1944 года кончилась блокада Ленинграда. По этому поводу вчера была проведена церемония передачи аудиоматериалов в Центральный…

  • О проблемах с российской печатью

    День российской печати сегодня, а не только Старый Новый Год на дворе, а потому хочется поговорить о проблемах с нашей печатью. Такого о истории…