
На барабанные перепонки странно давит, бу-бу-бу. Постепенно вибрировать начинает уже не в ушах, а в грудной клетке, ты крутишь головой в поисках источника звука, но ничего не находишь. Утробное рокотание заполняет все пространство вокруг, а звуковые волны можно даже наблюдать глазами. Это пришло лето. Это вышли на городские просторы взрыватели мужских сердец – чопперы и крузеры, спортбайки и скутеры, короче, – мотоциклы. Но сегодня хотелось бы поговорить не о них, а об источниках этого завораживающего бухания – кастомах.
Само понятие «кастом» намного шире, но в частном случае используется для определения класса мотоцикла. В современном мотолексиконе термин используется для любого переделанного мотоцикла, но это несколько неверно. Custom — «изготовленный на заказ», т. е. изначально построенный с нуля мотоцикл, а не переделанный, как принято считать. Переделываются мотоциклы чаще всего под боббера или чоппера — вот главное отличие просто «чоппера» от «кастома в стиле чоппер». Кастом байки, на самом деле, могут быть не только в стиле чоппер, но и в любом другом стиле. Ещё одной отличительной чертой кастома является то, что тут ведущую роль играет внешний вид, притом, часто в ущерб ходовым качествам. Ну и конечно звук.
Как любой вид искусства, кастомайзинг немыслим без своей собственной терминологии, внутренних течений, "классиков жанра" и "авангардистов-неформалов". Вот несколько примеров.
Инфернальная тема, она же коффин. Тема погибели – гробы, катафалки, черепа – повсевременно выслеживается как в хот-роддинге, так и в кастомайзинге. Не будем находить этому разъяснений – в конце концов, данная тема приманивала население Земли во все времена. В конце 60-х годов топливные баки в виде гробов полюбились чопперостроителям. Во-первых, из-за относительной простоты производства (как-никак, гнутые поверхности тут отсутствуют по определению). Во-вторых, «гробовидный» бак – это не только эпатажно, но и длительное время просто стильно. Коффины породили огромное количество разновидностей – таких, к примеру, как томбстоун (tombstone, «надгробный камень»). Ну и баки типа даймонд – из той же оперы. Одно слово - готы.
Леттеринг (lettering). Один из многих определений, пришедших из хот-роддинга 50-х. Значит, нанесение на аппарат его наименования, имени создателя, слогана, либо какого-либо дурного изречения. Формально, леттерингом можно именовать всякую такую надпись, выполненную любым методом (в том числе с внедрением трафаретов) и любым шрифтом (к примеру, настолько возлюбленной кастомайзерами готикой). Но реальный, выполненный по всем олд-скульным традициям леттеринг – это надпись, изготовленная при помощи кисти одним из канонических «винтажных» шрифтов. По стилю и технике выполнения близок к пинстрайпингу и в большинстве случаев с ним соседствует.
Лонгфорк (longfork chopper). Так именуют чопперы, фишка которых – длина вилки. При этом не высота, а конкретно длина – ведь в таких аппаратах угол ее наклона «далеко за 45». В ход идут спрингеры, гердеры, «телескопы» (которые, честно говоря, под таким углом не очень и работают), а то и жесткие вилки (rigid fork). Особо зверствуют в этом направлении скандинавы. Что объяснимо, сверхдлинные вилки, установленные под запредельным углом, числятся одним из атрибутов шведского стиля.На российских просторах, видимо из-за низкого качества дорог, встречается крайне редко.
Лоурайдер (lowrider, low rider). И очередное словечко из хот-роддерского лексикона. С начала 70-х длинноватые и низкие уличные дрэгстеры и остальные диггеры нередко так и называли – long&low. Равномерно на замену пришел авто термин «лоурайдер». При этом сначала Новинки Автопрома-лоурайдеры, как и их самые 1-ые четырехколесные тезки, не оснащались хитроумными гидро- и пневмоподвесками. И только сравнительно не так давно, с возникновением мотоциклетных задних подвесок с изменяемым клиренсом, новинки Автопрома-лоурайдеры стали практически стопроцентно соответствовать современному авто - значению слова «лоурайдер» (на брюхо они, по последней мере, уже ложатся, а вот «танцевать» пока не обучены). Что касается серийных производителей, в том числе и других, то складывается воспоминание, что эти при выборе заглавий для собственных моделей не очень озабочены корректным внедрением определений «лоурайдер», «бар-хоппер» либо «диггер». К примеру, узнаваемый Harley-Davidson FXS1200 Low Rider 1977 года по сути не такой уж и лоурайдер.
Масл-байк (muscle bike, musclebike). Мускул-байк, говоря по-простому. Термин, появившийся как мотоциклетная калька понятия «мускул-кар». Но, в отличие от автоаналога, понятному определению фактически не поддается. Какие только аппараты не именуют звучным именованием мускул-байк сами производители и мотопресса. От авангардных хай-тековых снарядов американской компании Confederate до австралийских Barbarian с авто «восьмерками». Первой в кастомайзинге официально застолбила свою «мускулистость» одна из наистарейших американских «альтернативных» компаний Surgical-Steeds, которая, кстати, с недавнешних пор так и именуется – Steed Musclebike Motorcycle Co. Но общий смысл понятен, мотоцикл строится вокруг мотора.
Олд-скул (old school, при этом нередко, по аналогии с kustom, – old skool либо ol’skool). «Старая школа» вот уже пару лет остается, пожалуй, самым пользующимся популярностью направлением в мировом кастомайзинге. Мастера, его проповедующие, черпают вдохновение в виде бобберов 50-х либо чопперов 60-х годов и все чаще «забрасывают собственный невод» в эру довоенных «антиков». И хотя олд-скул расцвел пышноватым цветом исключительно в начале сегодняшнего века, можно не боясь утверждать, что у истоков движения стоял никто другой как Арлен Несс. Еще в конце 70-х он поочередно и преднамеренно вживлял в кастомайзинг элементы ретро. Смеем представить, что его тогдашний Ness-tique, появись он на данный момент, просто «взорвал» бы любого ранга и уровня кастом-чемпионат.
Раст-лук (англ. rust - ржавчина). Особый вид олд-скула, когда тщательным образом имитируется крайняя степень запущенности и неухоженности мотоцикла. Свои эстетические корни также питает из автотюнига, да и технологии те же. Металлические детали подвергаются корродированию специальной кислотой. Затем наносится защитное лаковое покрытие. Имитируются вмятины, царапины и прочие мелкие повреждения, говорящие о нелегкой судьбе аппарата. Внешний вид байкера тоже должен быть выдержан в винтажном стиле.
Клин-лук (от англ. cleen - чистый). Довольно интересный дизайнерский стиль, где особое внимание уделяется мелочам, а вернее, их отсутствию. Образ мотоцикла стараются делать максимально лаконичным и целостным для восприятия. Все что можно убрать убирается или прячется внутри рамы, подальше от глаз. Частенько мотоцикл не красят вообще, оставляют в грунте, либо красит в однородный, неброский цвет.
Спасибо за внимание.
Использованы материалы с сайтов:
http://ru.wikipedia.org/
http://www.google.com
http://www.rawhorsepower.com/
http://www.bikerfest.it
http://www.automasterskay.ru
Community Info