Мирко (miroslavsvet) wrote in engineering_ru,
Мирко
miroslavsvet
engineering_ru

Работа гидрологической лаборатории в арктической экспедиции

В данном посте я расскажу о том, как происходит работа гидрологической лаборатории на океанологических судах. Будет описана последовательность действий и кратко освещены используемые приборы. Итак, начнём...

Когда судно подходит к какой-либо станции разреза, из ангара (красная дверь) выводится такая вот конструкция:

2

Это розетта, на которой располагаются океанологические зонды. Основными из них являются батометры (в данном случае их 24, чёрного цвета), использующиеся для отбора проб воды на различных горизонтах (глубине), CTD-зонд и ADCP. Отдельно последние два могут выглядеть так:



CTD-зонд измеряет температуру и электропроводность (через неё вычисляется солёность) воды на различных горизонтах, с помощью установленных внутри корпуса датчиков. С различными типами CTD-зондов и их характеристиками можно ознакомится здесь.

Далее, ADCP:



Этот прибор работает на доплеровском эффекте, с помощью которого измеряется скорость и направление течений. Подробнее можно узнать тут. Также он может выглядеть так (устаревшая модель с отдельной батареей):

Фото0636

Вернёмся к процессу работы. Когда судно приближается к намеченной точке, капитанский мостик по рации связывается с гидрологичкой и предупреждает о подходе к станции. Также, в лаборатории есть экран, на котором видно местоположение судна:

11

10

Перед выводом из ангара розетты, батометры готовят к работе, из них сливают воду, проверяют клапаны и т.д. Обычно это происходит сразу после отбора проб на станции, в процессе движения к следующей.

1

Далее она выводится из ангара:

3

Её приподнимают над палубой и краном выводят наружу:

4

Нужно быть крайне осторожным, чтобы розетта не зацепила борт судна или не ударилась о льды, поэтому работа на станции производится в спокойную воду и в благоприятной ледовой обстановке.

5

На поверхности её держат некоторое время (нулевой горизонт). Тут же, слева вы можете увидеть корпус CTD-зонда и справа излучатель ADCP. Как видите, все клапаны батометров открыты:

6

Опускание и подъём производится с помощью терминала, на котором показывается глубина, где на данный момент находится розетта:

7

Для опускания/поднимания розетты используется кабель-трос, сигнал с которого идёт в лабораторию, где также показывается глубина и чертятся профили океанологических величин (температура, солёность, скорость течений, содержание кислорода, электропроводность, плотность, флюоресценция и т.д.):

9

Отсюда, по рации, идёт коррекция движения розетты. Когда розетта опускается на придонный горизонт, все профили величин достраиваются и мы получаем более детальную информацию, на каких горизонтах стоит закрывать батометры и точное их число. На этом останавливаться сейчас не стану, ибо это уже из гидрохимической плоскости, о которой стоит рассказать в отдельном посте.

Батометры закрываются уже при подъёме розетты. Далее, она вновь заводится в ангар:

8

После чего начинается отбор и обработка проб, т.е. уже работа гидрохимиков.
Tags: флот
Subscribe
promo engineering_ru март 2, 2015 08:17 174
Buy for 200 tokens
Помните байку о разработке космической ручки? Да, она не основана на реальных событиях, но очень наглядно иллюстрирует идею, что простое решение может оказаться лучше сложного. Ракета, построенная по принципу "большого глупого носителя" ("Big Dumb Booster") находится не в диапазоне…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments