chapleeng (chapleeng) wrote in engineering_ru,
chapleeng
chapleeng
engineering_ru

Category:

Коснуться земли.

Оригинал взят у chapleeng в Коснуться земли.
«…Пилоты не испытывают особой радости при ходьбе: пилоты любят летать. Пилоты обычно гордятся хорошей посадкой, а не тем, что выходят из летательного аппарата…»     © Нил Армстронг


Читая историю развития реактивной авиации, обратил внимание на одну интересную деталь в конструкции самолета Me-163.
Авангардный, ракетный Ме-163 “Komet” был построен по проекту доктора Александра Липпиша и имел необычное шасси.
Почему Вилли Мессершмитт выбрал такой вариант, остается только догадываться.
Летно-технические характеристики этого самолета были потрясающими.
Истребитель-перехватчик Me-163, а именно так позиционировалась эта модель, первым в мире преодолел рубеж в 1000 км/час.
Именно поэтому (мнение автора. Почему? Подробнее ниже), и был выбран такой вариант шасси.
Никакого другого самолета с подобным шасси я не встречал.
Где-то другие авиаконструкторы использовали отдельные элементы, но все и сразу...

На первый взгляд ничего особенного, но обратите внимание, тип шасси – «велосипедное».
1



А на этом фото мы уже видим лыжу. Причем выдвижную!
2

У самых внимательных возникнет вопрос – а куда делись колеса? Те два больших колеса, с первой фотографии. Дело в том, что колеса были …  сбрасываемыми! Так называемая «сбрасываемая тележка».
На фото ниже, сделанный мной скрин с кадра немецкой кинохроники. Редкая съемка с еще более редким моментом сбрасывания(!!!) шасси.
3

Все в сборе на МЕ-163 выглядело так.
4

Получается, что Мессершмитт, использовал на данном типе комбинированное шасси – убираемое велосипедно-лыжное, со сбрасываемой тележкой, с колесной хвостовой опорой. О как! Для чего ж все эти «навороты»? Я полагаю, что причина в следующем: самолет был оборудован ракетным двигателем с громоздкими по современным меркам габаритами, выделять в конструкции планера еще место под обычное, колесное шасси было бы расточительством, ведь истребитель должен был получиться легким и быстрым, а двигатель отличался завидным «жором» и стояла проблема с топливными баками повышенной емкостью. Да и одна стоечка шасси со всеми своими ступицами, пневматиками, приводами и т.п. прибавила бы минимум 150-200 кг веса, не говоря уже о следующим за этим удорожанием конечного продукта, его усложнении, как в изготовлении, так и в эксплуатации. Зачем все это, если шасси можно «забыть» на земле? Да и использование лыжи укорачивало пробег на посадке и использование тормозных парашютов или других тормозных систем не представлялось особо нужным. Ведь создавался самолет-боец, 20-летняя его эксплуатация никому не нужна была, максимум десяток другой боев и если летчику повезет, и он выживет, и при этом собьет врага, то можно считать, что миссия выполнена. Наверное так..
Существовала модификация Me-163, Me-163S —  безмоторный учебный вариант, предназначавшийся для отработки посадки. Было построено несколько экземпляров.
На фото ниже безмоторная современная реплика того планера, но уже с убираемым колесным шасси.
5

В СССР, на захваченных нескольких трофейных экземплярах Me-163 изучить поведение в воздухе ракетного истребителя по-настоящему не удалось, поскольку для двигателя Вальтер HWK 109-509 …. не оказалось запасов топлива!
Летчик-испытатель М.Л. Галлай вспоминал: «Он работал на перекиси водорода, причем пожирал эту не принятую у нас пищу в таких количествах, что для удовлетворения его потребностей пришлось бы специально расширять заводское производство перекиси»
7

В конце этой главы хочу читателям задать загадку. Обратите внимание на носовую часть Ме-163. Видите «пропеллер»?
6

Аналогичная деталь на ракетах и самолетах-снарядах в советской технической документации называлась «ветрянка». Вот на этой схеме, она на позиции 1.
8
Вопрос, а на Ме-163 зачем она («ветрянка») нужна была?
Я уже раньше писал в статье "Техника – молодежи!" о видах шасси на вертолетах, вспоминали и гусеничный вертолет, и другие эксклюзивы. Мир авиации огромен и интересен, если смотреть на него с открытыми глазами, а значит будут и новые главы.
Даже такая скучная вещь, как статья про шасси самолета может оказаться увлекательной (или не очень) историей.
Ведь были же самолеты с шасси на воздушной подушке, и даже просто самолеты в которых... не было никакого шасси! Например McDonnell XF–85 Goblin, Шасси у него не было за ненадобностью. Предполагалось базировать его на бомбардировщиках B–36.


8а


И возможно когда нибудь появиться статья и про такое шасси)
9

Тo be continued…
©  Chapleen/Chapleeng 2015

При создании поста использованы некоторые материалы из:
http://www.airpages.ru/mn/sbornik_06.jpg
http://www.airpages.ru/img/me163b.shtml

Tags: авиация и воздухоплавание, история
Subscribe

promo engineering_ru june 23, 2020 09:55 15
Buy for 50 tokens
Мост через реку Волгу, на 9-й версте оренбургской ж. д. - железный, голландской системы, с ездою по-низу, в 13 пролетов, 50 саженей чистого отверстия каждый, на 14 опорах (2 береговых устоя и 12 быков). Длина моста по железу 675,48 саженей, длина фермы 360 1/3 фута, высота 37 1/2 фута и ширина…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →