Омский государственный университет путей сообщения — одно из старейших высших учебных заведений Сибири. В 1961 году из Томска ВУЗ перевели в Омск, один из крупнейших железнодорожных узлов страны. Университетский комплекс ОмГУПСа находится в историческом центре города Омска. Приближающиеся 115-летие ОмГУПСа даёт хороший повод к подготовке материалов о Транспортном университете. Начнём с учебного полигона действующей железнодорожной техники.
История ОмГУПСа началась в Томске в 1900 году.
В связи со строительством Транссибирской магистрали Государственный совет Российской империи учредил Томский технологический институт, на базе железнодорожных специальностей которого в 1930 г. был образован СИИТ, в последствии ТЭМИИТ.
В 1961 году транспортный ВУЗ перевели в город Омск, поближе к производству. В Омске ОмИИТ получил здание бывшего Управления Омской железной дороги, построенного в 1914-1917 гг. Фасад здания управления был создан по проекту известного петербургского зодчего Ф. И. Лидваля. На его фронтоне над колоннами разместились четыре скульптуры: «Путь», «Тяга», «Движение», «Администрация».
Статуя «Путь» опирается на тоннель, а на плече держит мощную кирку. «Тяга» касается рукой локомотива. «Движение» опирается на железнодорожную стрелку, в руках у неё фонарь. «Администрация» несет жезл, обвитый змеями, который является атрибутом бога торговли Гермеса.
В 1918-19 годах в здании управления размещалась ставка Верховного правителя России А.В.Колчака. Полвека это здание было крупнейшим в городе, давайте обойдём вокруг главного корпуса университета, на это потребуется 8-12 минут.
За главным корпусом обнаружиться учебный полигон, представляющий собой участок железной дороги в створе ул. Полковая: полотно, контактная сеть, стрелки, переезд, сигнальная автоматика и прочие устройства. На рельсах находятся три локомотива, секции электропоезда, пассажирский и грузовые вагоны и др оборудование.
Учебный полигон действующей железнодорожной техники включает 300 метров железнодорожного пути на железобетонных и деревянных шпалах; пост дежурного по переезду; переездную автоматическую сигнализацию; светофоры; сигнальные знаки; и пр.
Прицепной вагон электропоезда ЭД-6 и действующая секция электровоза переменного тока ВЛ80С. Магистральный восьмиосный двухсекционный электровоз переменного тока ВЛ80, является основным грузовым локомотивом железнодорожных линий, электрифицированных на переменном токе напряжением 25 кВ 50 Гц.
Действующая секция электровоза постоянного тока ВЛ10. Магистральный восьмиосный двухсекционный электровоз ВЛ10 является основным грузовым локомотивом электрифицированных железнодорожных линий, при напряжении в контактной сети 3000 В постоянного тока.
По воспоминаниям установка подвижного состава на полигон проходила так. Бойцы воинской части железнодорожных войск проложили сто метров железнодорожного пути. Внутригородская ветка заходит на территорию военных складов до улицы Потанина. Забор разобрали, звенья железнодорожного пути кинули поперёк улицы, а когда подвижной состав затолкали на полигон, путь разобрали.
На учебном полигоне действующей железнодорожной техники представлен секция горочного замедлителя; участок контактной подвески КС-120 и тележка с тяговым двигателем и оборудованием электровоза ВЛ10.
На полигоне установлены три пролета цепной контактной подвески; воздушная стрелка; сопряжение; секционные разъединители постоянного и переменного тока; роговые разрядники; трансформаторы; пункт параллельного соединения с действующим выключателем; стенд элементов крепления контактной сети и др.
Пассажирский вагон — предназначен для перевозки пассажиров в дальнем и межобластном сообщении на линиях колеи 1520 мм. Вагон представляет собой сложную конструкцию, включающую механические, электро- и теплотехнические системы, системы жизнедеятельности.
Вагон-тренажер на базе пассажирского вагона на учебном полигоне действующей железнодорожной техники. Макет внутри вагонных коммуникаций пассажирского вагона-тренажера.
Универсальный полувагон: оборудован разгрузочными люками в полу; специализированный - имеет глухой пол и кузов (глухие торцевые стены кузова и отсутствие люков).
Полигон представляет отличные возможности для обучения и научных исследований. Здесь есть устройства контроля схода подвижного состава; остов тягового электродвигателя ВЛ-10; тележки электровоза ВЛ-10, пассажирского и грузового вагонов.
В натурных образцах имеется открытое распределительное устройство 110КВ; щит питания ПОНАБ-3; устройство для ориентации напольных камер, регулировки приема усилительного тракта.
Тепловоз ТЭМ2 — мощный маневровый односекционный тепловоз с электрической передачей с осевой формулой 3О-3О. Запасы топлива, масла, воды, песка обеспечивают работу локомотива на маневрах продолжительное время (до 10 суток) без экипировки.
Тепловоз ТЭМ-2 легко вписывается в кривые радиусом до 80 м. Локомотив соседствует на полигоне с платформой с образцами крепления негабаритных грузов на открытом подвижном составе.
Оборудование полигона содержит токоприемники (устар. пантографы) 3шт.; автосцепки СА-3 3шт.; колесные пары 4шт.; буксы; катковый стенд,..
...стенд технического обслуживания дисковых тормозов тележек пассажирского вагона, а также другие узлы и детали подвижного состава, контактной сети, средств автоматической сигнализации, централизации и блокировки.
Головной и моторный вагоны электропоезда ЭД6 с асинхронным тяговым приводом и микропроцессорной системой автоматического управления. Электропоезд предназначен для перевозки пассажиров в пригородном и местном сообщениях на электрифицированных линиях напряжением в контактной сети 3000В постоянного тока.
Территория университетского городка ОмсГУПСа очерчена на плане прямоугольником — проспект Маркса, улица Маяковского, улица Пушкина и Потанина; и включает учебные корпуса, студенческие общежития, дома аспирантов, полигон, малый спорткомплекс, столовую и студенческий учебный центр (клуб).
Оригинальный пост. Фотографии сняты в декабре 2014 г.
Community Info