Lx (lx_photos) wrote in engineering_ru,
Lx
lx_photos
engineering_ru

Замена электронного блока на самолёте и кнопки панели


Случился как-то на самолёте дефект по отбору воздуха от двигателя...

Воздух в систему кондиционирования Airbus-320 штатно отбирается от двигателя, от 9 ступени компрессора высокого давления на малых режимах работы двигателя, и от 5 ступени - на повышенных (потому что на больших оборотах компрессора за 5 ступенью уже достаточно давления для работы системы).
Далее он проходит через разные клапаны и радиаторы, и поступает в паки кондиционирования для подготовки перед подачей в салон.
И всё было хорошо, но вот случился дефект где-то там в глубинах системы отбора.
Вообще, я такие дефекты (по отбору) не люблю.
Там для поиска надо поднимать капоты реверса, лезть во всякие агрегаты и трубки, совершать странные действия по проверке воздушных линий на герметичность... - долго и муторно.
Но, на наше счастье, бОльшая часть работы по поиску дефекта уже была выполнена другими. Какие-то там трубки подтянули, что-то ещё делали...
А нам доверили сделать контрольную замену в голову - заменить компьютер контроля отбора (Bleed Monitoring Computer), и кнопку включения отбора на потолочной панели в кабине пилотов.
И этот постик очень удачно будет иллюстрировать, как в типовом случае заменяется блок из отсека авионики, и кнопка панели.

Начнём с блока.
Первым делом надо разместить маленькую стремянку строго под люком переднего авионического отсека:


Там же приготовить кейс с исправным блоком:


Далее в кабине выдёргиваем требуемые АЗСы по питанию системы.


Спускаемся к стремянке, и готовим к замене блок.

Как видим, заглушки разъёмов сзади блока фиксированы скотчем.

Открываем лючок тех. отсека и лезем туда.
Там наблюдаем этажерку с блоками, среди которых есть и наша сегодняшняя жертва

(посредине)

Как видно, в типовом случае блоки вдвигаются на своё место по полозьям, и удерживаются там винтами с барашковыми гайками.


Откручиваем гайку, пока она не высвободит выступ кронштейна блока, и опускаем её с винтом вниз.


Теперь остаётся лишь потянуть блок, и он выходит из разъёмов на раме задней стороной, и вытаскивается.

На посадочном месте блока видны разъёмы на раме, и резиновое уплотнение снизу с отверстиями.
Через эти отверстия в нижней стороне блока просасывается воздух системой вентиляции авионики, и таким образом блок охлаждается.

Снимаем плёнку и заглушки разъёмов исправного блока.


Осматриваем разъёмы.


Вставляем блок на место, вдвигаем по полозьям,

накидываем гайку на кронштейн блока, и закручиваем от руки до упора.
Блок установлен.

Теперь займёмся интересной и интеллектуальной работой в кабине - заменой кнопки.
Дело в том, что кнопки на Airbus - это сложное высокотехнологическое электромеханическое сооружение.

И при том меняются такие кнопки достаточно просто.

Для начала отжимаем кнопку, чтобы она полностью вылезла.
И, поддевая её края, вытаскиваем головку кнопки наружу.

Это можно, при известной неряшливости, сделать, уцепившись ногтями по бокам кнопки.
Или зажав её пальцами.
Или тупо воспользоваться специальным пинцетом :)

(вроде такого)

Если теперь отогнуть головку кнопки наружу, то мы увидим:

шпенёк и два винта.
Головка кнопки соединяется тонким плоским шлейфиком с её корпусом для передачи тока подсветки надписи.

Забежим слегка поперед паровоза и обратимся к кнопке.

Отметим схему на боковой стороне корпуса, намекающую нам на то, как всё сложно.
(тут надо отметить, что и кнопочка эта - всего-то примерно сантиметра два в ширину)
А также не забудем про отверстия сверху.

С заднего торца кнопки имеем простые контакты,

говорящие нам о том, что кнопка просто вдвигается на место.

Как же она удерживается на своём месте?

Снимем панель системы кондиционирования сверху пилотов и поглядим.
Благо, снимается она легко - надо повернуть лишь несколько фиксирующих винтов по сторонам панели.


Регуляторы и кнопки.


А вот и искомая:


Как видим, ближе к нижней стороне имеется вырез в держателе кнопки.
И в этом вырезе заметно нечто серенькое. То же есть и с обратной стороны.

Если мы посмотрим на это же место кнопки, то увидим там резьбовой упор:


Вращая винт переднего торца кнопки, можно повернуть упор так, что он выйдет наружу отверстия.

И в этом положении он как раз удерживает кнопку внутри её держателя.
Такой же упор есть и с другой стороны, и второй винт в лицевом торце кнопки - для него.

Теперь становится понятно, что надо сделать для вытаскивания кнопки.
Приоткручиваем оба винта на пару оборотов, пока они не выведут упоры из зацепления с держателем кнопки и не уберут их заподлицо с поверхностью кнопки.
Потом слегка нажимаем с тыльной стороны кнопки, и она просто выдвигается из панели вперёд. Контакты выходят из своего разъёма, и кнопка вытаскивается.
Если есть пинцет, то можно даже не снимать всю панель, а вытащить кнопку, зацепившись за край её корпуса.

Новую кнопку устанавливаем, как говорится, в обратном порядке - вдвигаем её на место и слегка поджимаем, чтобы контакты вошли в разъём.
А потом маленькой отвёрткой поворачиваем оба упора по часовой стрелке для зацепления с окнами держателя, и ещё немного поджимаем для крепкого усаживания кнопки на место.

Потом устанавливаем панель на своё место.
Втыкаем выдернутые АЗСы.


Проводим тест системы через MCDU.
Тест проходит, дефект закрываем.
Оформляем документы на замену.

Такие вот хитрые кнопки :)


Записи по близким темам:
Кондиционирование воздуха - http://engineering-ru.livejournal.com/40636.html
Кабина Airbus-320 - http://engineering-ru.livejournal.com/290768.html
Работа с документацией по ТО - http://engineering-ru.livejournal.com/309590.html

Всем спасибо, ага.
Tags: авиация и воздухоплавание, своими руками
Subscribe
promo engineering_ru march 25, 2015 22:21 70
Buy for 200 tokens
Раньше я думал, что впервые на железной дороге скорость двести километров в час была достигнута паровозами, потому что случилось это аж в 1903-ем году. Тогда ведь ничего ещё не было кроме паровозов. Я думал, что был какой-нибудь обтекаемый паровоз вроде "Малларда". И именно на нём была…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments