Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote in engineering_ru,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri
engineering_ru

Нивелирная марка 1901 года

Оригинал взят у leonovvaleri в Нивелирная марка 1901 года


Нивелирная марка № 1 1901 года. Остоженка дом 53/2 строение 1. На круглых нивелирных марках этой серии указано: номер, год исполнения и название работы «Нивеллировка гор. Москвы».

В 1901 году в Московской Городской Управе была предпринята нивелировка для устройства 2-й очереди канализации. Пространство между кольцом Садовой улицы и Камер-Коллежским валом должно было быть покрыто нивелирными ходами по всем улицам, проездам и некоторым частным владениям. Нивелировка была произведена межевыми инженерами Константином Цветковым, Н.А.Головиным, Д.И.Ковальским и М.А.Цветковым. Последним было сделано более половины всей работы. Работа была начата 25 сентября и окончена 8 ноября 1901 года. В мае и июне 1902 года были расставлены специальные марки и в конце июля закончены дополнительные хода и привязки марок к реперам.

Инструментами служили: два нивеллира Бамберга с уровнем, прикрепленным к трубе, тремя нитями и элевационным винтом при уровне; четыре односторонние тавровые рейки длиной каждая 1.5 сажени, разделенные через 0.002 сажени с круглыми уровнями и четыре чугунных башмака, каждый на 3-х длинных ножках. Для привязок к маркам употреблялись специальные рейки, которые на особом штифте вешались на марку. Рейки эти разделены через 0.01 сажени. Все инструменты принадлежат Межевому институту. Инструменты были исследованы перед началом работы. В нивеллирах определялись: увеличение, цена одного деления уровня в делениях рейки при разности отсчетов по крайним 100 и коэффициент дальномера. В рейках исследовались величины десятых делений, а также и вся длина с помощью линейки Керна. Последняя была сравнена с нормальным метром Ваншафа, находящемся в Геодезическом музее Межевого института, который в свою очередь сравнен с международным метром № 28, хранящемся в Главной Палате мер и весов в Санк-Петербурге.

По результатам нивелирных работ Константиновского межевого института 1901-1092 годов был издан каталог и схема, опубликованые в статье межевого инженера Константина Цветкова «Прецизионное нивелирование в городе Москве». Вышеуказанная статья опубликована в «Памятной книжке Константиновского межевого института за 1901-1902 год».




На прилагаемом схематическом чертеже показаны: расположение ходов, реперов и марок. Около каждого пункта написано место, где выбран канализационный репер и обозначен его номер; над чертой помещен номер марки, заложенной в том же районе.

На схеме видно, что осуществлена привязка сети к марке 148 Генерального штаба. Марка 148 по каталогу Рыльке, находилась на устое моста на Дмитровском шоссе, пересекающем Николаевскую железную дорогу , около Петровко-Разумовской платформы. Относительные высоты в «Каталоге высот русской нивеллирной сети с 1871 год по 1893 год», составленном полковником Генерального штаба Станиславом Даниловичем Рыльке, были привязаны к Балтийскому нолю. Именно с этого момента московские высоты были так же привязаны к Балтийскому нолю, а не к уровню Москвы реки у Данилова монастыря, как было в 1887 году.

Вот, что пишет Константин Цветков. Для вычисления высот марок и реперов за высоту репера № 1000 на колокольне Ивана Великого взято 14.776 сежень. Эта цифра, добытая прежними нивеллировками выражает высоту репера над уровнем реки Москвы под Даниловым монастырем. Высота марки № 0, в связи ее с репером № 1000 получалась 15.382 сажень. За высоту марки Главного Штаба № 148 принято, согласно каталога Рыльке, 75.275 сажень. Эти данные, а так же указанное выше превышение марки Главного Штаба № 148 над репером № 8332 на Бутырской заставе, послужили средством для составления двух каталогов высот марок и реперов от уровней реки Москвы и Балтийского моря.



В этой же статье Цветков дает описание нивелирной марки. Марка представляет собой чугунный круг диаметром 6,6 дюйма. В средней части его находится отшлифованная круглая плоскость в центре которой просверлено цилиндрическое отверстие диаметром 0,001 сажень и длиной 0,6 дюйм. Центр этого отверстия и есть та точка, высота которой подлежала определению. В верхней части марки имеется надпись «Нивеллировка города Москвы 1901 года», а в нижней номер марки. Для предохранения отверстия от ржавчины оно закрыто воском. Круг снабжен чугунным хвостом, четырехгранной формы к концу расширяющимся, толщина его у основания 1,2 дюйм, у конца 1,5 дюйм, длина 8,4 дюйм. Такая форма хвоста, обычно употребляющаяся, держит заложенную в стене марку очень плотно, материалом для закрепления марки в пробитой дыре служила сера. Марки ставились на высоте 0,7-0,8 сажень от тротуара.



Нивелирная марка № 12 1901 года на цоколе стены Собора Спаса Всемилостивого в Скорбященском монастыре. Угол Новослободской улицы и Вадковского переулка. Качество марки совсем плохое, но другой такой за номером 12 нет и не будет.



Гороховский переулок, дом 4. Московский государственный университет геодезии и картографии. Нивелирная марка № 22 в идеальнейшем состоянии. Новодел. Даже орфоргафия современная, в слове нивелировка одна буква «Л», а не две, как писали в 1901 году. Восстановленная нивелирная марка № 500 серии 1877 года была торжественно открыта на здании МИИГАиКа 25 мая 2004 года. А марка № 22 когда?



Нивелирная марка № 26 1901 года на здании бывших Центральных Московских городских боен. Сибирский проезд, дом 2.



Нивелирная марка № 32 1901 года на углу Большой Ордынки и Серпуховской площади.



Нивелирная марка № 33 1901 года на северной стене Данилова монастыря.



Нивелирная марка № 34 1901 года на надвратной колокольне Донского монастыря.



Нивелирная марка № 36 1901 года. Бакунинская улица дом 81.



Нивелирная марка № 37 1901 года. 1-й Краснокурсантский проезд дом 3/5. Екатерининский дворец. А под этой маркой есть еще и репер городской канализации № 9898.

Tags: водоснабжение и канализация, история
Subscribe
promo engineering_ru february 3, 2015 18:51 20
Buy for 200 tokens
Оригинал взят у john5r в Национальный технический музей, Прага. 1. Автомобили и мотоциклы. Как я уже писал, я сфотографировал лишь малую часть, но, как мне кажется, самые интересные экземпляры смог охватить. Лорин-Клемент RK/M - этот производитель в дальнейшем станет "Шкодой".…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments