Суровые диагностические комплексы "Пионер" и "Север"
Сейчас в подмосковной Щербинке проходит Пятый юбилейный международный салон железнодорожной техники ЭКСПО-1520. Он входит в число крупнейших международных мероприятий, а по количеству натурных образцов железнодорожной техники не имеет себе равных. Завтра салон будет доступен только студентам и школьникам, попавшим предварительные заявки, а все желающие смогут посетить его в субботу 5 сентября.
Рассказывать о выставке можно до бесконечности, потому ограничусь экспонатами, показавшимися мне самыми интересными.
Нынешний салон необычен тем, что в нем впервые участвует Московский метрополитен, подготовивший немало интересных экспонатов. Гвоздем программы определенно стал самый первый отечественный метровагон, построенный для Сокольнической линии более 80 лет назад, в 1934 году.
Самое главное, что ветеран полностью доступен для посетителей. Теплый и ламповый интерьер сохранил множество оригинальных деталей, отделку стен из линкруста и пружинные диваны.
Дверь с утолщенным у пола уплотнителем. Легенды рассказывают о причастности к этому решению, более не повторявшемуся в отечественных метровагонах, самого Иосифа Виссарионовича :)
Можно пройти в кабину машиниста, узкую, словно встроенный шкаф. Со своими метр девяностопятью я просто не смог втиснуться на откидное сиденьеце. Видимо машинисты работали стоя.
Добротная "кочерга" контроллера, кран пневматического тормоза системы Вестингауза, два манометра, вольтметр. И несколько выключателей в массивных бакелитовых корпусах.
Вот и все приборы, нехитрый набор которых можно сравнить с пультом управления постепенно уходящего в историю "номерного" вагона.
Кроме исторических вагонов метрополитен показывает диагностические комплексы, новое руководство явно извлекло уроки из прошлогодней трагедии.
Диагностический комплекс "Синергия-2" состоит из двух вагонов, напичканных всевозможными датчиками. Есть у него и младший брат, комплекс СМДК, построенный менее месяца назад.
Он сделан на базе мотовоза и как все хозяйственные единицы перемещается по туннелям с помощью двигателя внутреннего сгорания. Использовать поэтому его можно только ночью.
Чего у него только нет, лазерные измерители, специальные видеокамеры, магнитные датчики.
Тепловизоры позволяют отследить нагрев кабелей, проложенных в тоннеле, и места протечек. Интересно, что комплекс получил явно автомобильную коробку передач.
Эти комплексы были разработаны отечественной фирмой "Твема", однако у нее есть техника и полегче.
Диагностические лаборатории на базе легковых автомобилей мало уступают своей полноразмерной родне.
Всеобщее внимание привлекал еще один необычный экспонат - радиоуправляемый тяговый модуль.
Неказистая коробка вполне заменяет маневровый тепловоз на складах, стройплощадка и т.п., т.е. где требуется перемещать семь-десять вагонов.
Общее внимание привлекала внешне обычная "Ласточка", дело в том, что "Уральские локомотивы" выставили поезд в новой комплектации - городской электрички. По сравнению с обычной "Ласточкой" места действительно больше, но это не предел.
В прошлом году я побывал в полноразмерном макете новой электрички ЭГ2Тв, выставленном у Казанского вокзала. Сейчас на салоне выставляется уже настоящий поезд.
Тверской вагоностроительный завод создал ее для Малого железнодорожного кольца Москвы с его короткими перегонами, частыми остановками и большими пассажиропотоками.
Места действительно, вагон! :) Предупреждая возможные вопросы, высоты среднего ряда поручней достаточно, чтобы не задевать головой.
Можно пройти вдоль всего поезда, тамбуров в вагонах нет. Туалеты в головных вагонах разработчики сохранили, а у дверей на всякий случай наклеили схемы МКЖД :)
А вот это чудо я увидел впервые - это железнодорожный транспортер, способный взять груз весом 500 тонн.
Он настолько длинен, что не влез в кадр. Груз (надувной макет парогенератора АЭС) размещается на огромных станинах, для стабилизации которых используется особая пневмосистема.
Но самым интересным на салоне является динамическая экспозиция, где можно увидеть и паровоз и газотурбовоз.
По давней традиции ее открывает старейший сохранившийся паровоз России - "овечка", построенная в далеком 1904 году. За ней идет "молодежь":
Паровоз серии "ФД" - лучший и самый мощный довоенный паровоз СССР. Им была суждена короткая жизнь, они создавались для тяжелых поездов на магистральных линиях, где и были первыми заменены тепловозами отработав лет по двадцать. Для паровозов это не возраст.
ФД, его машинист и вовсю работающее пародинамо
Из-за большой нагрузки на ось ФД нельзя было использовать на второстепенных линиях, где паровозы оставались вплоть до конца 1980-х. Поэтому "феликсы" уходили на предприятия, где их ждала незавидная судьба "передвижных парогенераторов".
У этого "генерала", паровоза П36, была любопытная судьба. Не один десяток лет простоял он на постаменте у московского Депо им. Ильича, но, все-таки, вернулся на рельсы.
П36 стали самыми совершенными отечественными паровозами. Их машинисты часто щеголяли белыми воротничками рубашек, настолько чистыми были будки (при правильной эксплуатации, конечно).
А это магистральный газотурбовоз ГТ1h-002, использующий в качестве топлива сжиженный природный газ. Он размещается в быстросменном баке, занимающим целую секцию.
Один из самых мощных локомотивов мира, его старший брат ГТ1-001 провел на салоне ЭКСПО-1520 в 2011 году поезд весом 16 тысяч тонн. В пару ему создан маневровый газотепловоз, также работающий на сжиженном природном газе.
Помните, лаборатории на базе легковых автомобилей. Такой уазик может легко вести за собой вагон, например вагон-дефектоскоп.
И это далеко не все экспонаты.
Community Info