lazy_flyer (lazy_flyer) wrote in engineering_ru,
lazy_flyer
lazy_flyer
engineering_ru

Category:

Третьего шага псто - 3...

Оригинал взят у lazy_flyer в Третьего шага псто - 3...
Продолжаем развлекаться с компоновкой? С моторчиками и расположением полезной нагрузки уже что то решили. Можно рисовать самолётик? Что, снова не можна?!
Да. Нельзя, пока не решён вопрос со взлётно посадочными приспособлениями. Как будем поднимать в воздух и самое главное - как будем возвращать на землю наш аппарат. Не стану обсуждать модные в последнее время гибриды ежа с ужомкоптера с самолётом. Выглядит модно, футуристически, поражает воображение.

И даже летает. Другой вопрос - как оно летает? :)) Конвертопланы в этом отношении более реальны, но и они далеки от практического применения.
Поговорим о крылатом,стартующем традиционным способом.
Почему так важно в первую очередь решать вопросы взлёта и посадки? По многим причинам, а именно.
Любые шасси, крючья для катапульты, парашюты, воздушные подушки, что угодно - требует определённого места для своего размещения, внутренних объёмов фюзеляжа и\или крыла, дополнительных усилений конструкции. А это всё влияет как на внешний облик аппарата, так и на вес. А также требует дополнительных телодвижений при собственно проектировании аппарата.
Любой крылатый аппарат выполняет взлёт приблизительно одинаково. Разбег-наборы высоты-выход на маршрут и далее выполняем задание. Посадка тоже отработана до мелочей - выполнение подготовительных манёвров - глиссада  до касания - пробег. Всё хорошо, но подобные взлёты-посадки предполагают наличие подготовленных аэродромов. Для больших и тяжёлых аппаратов эти аэродромы должны быть очень хорошо подготовлены. Картиночка для привлечения внимания, смотрим на колёсики, ага? Кстати, эта штука стоит на вооружении ВКС РФ.

Сможет этот аппарат взлететь с грунтовой ВПП? Не пытайтесь это повторить самостоятельно! (с)
Если у вас аппарат до 3-х кило весом и не особо больших габаритов можно рассматривать вариант со взлётом с руки. То есть крепкий человек берёт эту штуку в руки, врубает двигатель на полный газ и мечет копьё. Некоторые умелые могут успешно швырнуть в воздух и более тяжёлое, без вреда для собственного здоровья и не разбивая при этом самолётик. Вот пример - Иркут-3. Во время тренировок взлёта человек берёт полено и забрасывает его в окно второго этажа. При этом полено должно двигаться горизонтально...

Помнится я о бесхвостках говорил и сложностях с их запуском? Пожальте - Иркут-10.

Как его метнуть, если у него в хвосте пропелер? Эта штука может из пальцев нарезку с косточкой сделать.
Поэтому начиная с определённого размера, конфигурации и веса для взлёта используется катапульта. Для небольших самолётов - небольшая катапульта, резина с верёвкой в простейшем случае.

Для аппаратов бОльшего размера - всякие пневматические и паровые монстры иногда в несколько тонн весом. А если размер ограничен, то и ракетные ускорители используют.



Впечатляет, правда? А как иначе запулить в небо 200 кило? Само оно не сумеет, ему для разбега километр асфальта может понадобится. :)))
Выбрали способ взлёта? Перейдём к посадке.
Небольшой, не очень тяжёлый самолёт можно приземлить в травку, на пузо. При условии, что у вас есть достаточно большая и ровная площадка, лучше с негустой и невысокой травкой. Вам кажется, что таких площадок вокруг неограниченное количество? Удивитесь, как вы заблуждаетесь. :))) Большая - это 300-400 метров открытого пространства. Самолётику нужно выполнить определённые манёвры, снизиться на глиссаде и приземлиться. Даже если у вас плохой самолёт с качеством 10, то с высоты 10 метров он пролетит вперёд 100 метров. А если у вас качество 20? А если 30, что в общем то несложно получить? Представили масштабы катастрофы?
Ровная площадка подразумевает отсутствие кочек и ям, ударяясь о которые самолётик может себе переломать ручки-ножки. Запаханное поле ровным не считается, попробуйте по такому полю пешком прогуляться. Кроме того, не должно быть кустов, всякого бурьяна ( удивительно крепкая штука! ) которые также могут повредить самолётик. Если у вас на поле торчит кустик - сройте его немедленно. Ибо по закону подлости вы обязательно в него прилетите. :))) Высокая и густая трава тоже не служит здоровью, посадка в такую траву очень немногим отличается от удара в стену.
Сажать на колёсики? Так ещё сложнее. Поле должно быть ровнее и травка покошена. Асфальт или бетон? Замечательно, но тогда вы можете работать в радиусе действия аппарата от ВПП. Организовывать аэродромы в предполагаемых районах использования? Мне лично очень нравится такой подход, вот только богатыми заказчиками бог не наградил. И да, колёсики торчат в поток и достаточно сильно тормозят. Минус скорость, минус топливо, минус время и\или дальность.
Парашют? До определённых границ приемлемо, но...Контейнер с такой штукой занимает объём. Сам парашют весит, что уменьшает вес полезной нагрузки и\или запаса энергии на борту. Кроме того, размашистые самолёты могут себе поломать крылья и не только, посадка с парашютом выглядит далеко не так мягко, как кажется. А с ростом веса-размера самолёта подобный способ приземления становится крайне проблематичным. Какого размера и веса будет парашют для посадки аппарата весом в 100 килограммов? Что у него отвалится при посадке?
Не следует легкомысленно подходить в вопросам взлёта-посадки. Если у вас в ТЗ не оговорен этот пункт, стоит обсудить его с заказчиком немедленно. Или уповать на наличие подготовленного аэродрома в местах использования будущего творения...
А казалось бы, что такого - взлететь и приземлиться? Скоро, уже скоро начнём творить. :)))
Tags: авиация и воздухоплавание, проектирование & проекты, своими руками
Subscribe

  • Проблема стоп-сигналов на грузовике.

    Приветствую всех. Я автоэлектрик, и в основном занимаюсь грузовиками: КамАЗ, МАЗ, Урал, китайцы, японцы. У КамАЗов и МАЗов, есть хитрушка с…

  • Карьерное

    Фото последствий аварии одного из крупнейших на тот момент в мире карьерного самосвала Euclid R210 производства американской компании Euclid на…

  • Какие варежки теплее, из еловой или сосновой шерсти ?

    Дореволюционные издания широко рекламировали изделия из сосновой шерсти : Однако, во времена развитого социализма варежки у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Проблема стоп-сигналов на грузовике.

    Приветствую всех. Я автоэлектрик, и в основном занимаюсь грузовиками: КамАЗ, МАЗ, Урал, китайцы, японцы. У КамАЗов и МАЗов, есть хитрушка с…

  • Карьерное

    Фото последствий аварии одного из крупнейших на тот момент в мире карьерного самосвала Euclid R210 производства американской компании Euclid на…

  • Какие варежки теплее, из еловой или сосновой шерсти ?

    Дореволюционные издания широко рекламировали изделия из сосновой шерсти : Однако, во времена развитого социализма варежки у…