Да. Нельзя, пока не решён вопрос со взлётно посадочными приспособлениями. Как будем поднимать в воздух и самое главное - как будем возвращать на землю наш аппарат. Не стану обсуждать модные в последнее время гибриды
И даже летает. Другой вопрос - как оно летает? :)) Конвертопланы в этом отношении более реальны, но и они далеки от практического применения.
Поговорим о крылатом,стартующем традиционным способом.
Почему так важно в первую очередь решать вопросы взлёта и посадки? По многим причинам, а именно.
Любые шасси, крючья для катапульты, парашюты, воздушные подушки, что угодно - требует определённого места для своего размещения, внутренних объёмов фюзеляжа и\или крыла, дополнительных усилений конструкции. А это всё влияет как на внешний облик аппарата, так и на вес. А также требует дополнительных телодвижений при собственно проектировании аппарата.
Любой крылатый аппарат выполняет взлёт приблизительно одинаково. Разбег-наборы высоты-выход на маршрут и далее выполняем задание. Посадка тоже отработана до мелочей - выполнение подготовительных манёвров - глиссада до касания - пробег. Всё хорошо, но подобные взлёты-посадки предполагают наличие подготовленных аэродромов. Для больших и тяжёлых аппаратов эти аэродромы должны быть очень хорошо подготовлены. Картиночка для привлечения внимания, смотрим на колёсики, ага? Кстати, эта штука стоит на вооружении ВКС РФ.

Сможет этот аппарат взлететь с грунтовой ВПП? Не пытайтесь это повторить самостоятельно! (с)
Если у вас аппарат до 3-х кило весом и не особо больших габаритов можно рассматривать вариант со взлётом с руки. То есть крепкий человек берёт эту штуку в руки, врубает двигатель на полный газ и мечет копьё. Некоторые умелые могут успешно швырнуть в воздух и более тяжёлое, без вреда для собственного здоровья и не разбивая при этом самолётик. Вот пример - Иркут-3. Во время тренировок взлёта человек берёт полено и забрасывает его в окно второго этажа. При этом полено должно двигаться горизонтально...

Помнится я о бесхвостках говорил и сложностях с их запуском? Пожальте - Иркут-10.

Как его метнуть, если у него в хвосте пропелер? Эта штука может из пальцев нарезку с косточкой сделать.
Поэтому начиная с определённого размера, конфигурации и веса для взлёта используется катапульта. Для небольших самолётов - небольшая катапульта, резина с верёвкой в простейшем случае.
Для аппаратов бОльшего размера - всякие пневматические и паровые монстры иногда в несколько тонн весом. А если размер ограничен, то и ракетные ускорители используют.


Впечатляет, правда? А как иначе запулить в небо 200 кило? Само оно не сумеет, ему для разбега километр асфальта может понадобится. :)))
Выбрали способ взлёта? Перейдём к посадке.
Небольшой, не очень тяжёлый самолёт можно приземлить в травку, на пузо. При условии, что у вас есть достаточно большая и ровная площадка, лучше с негустой и невысокой травкой. Вам кажется, что таких площадок вокруг неограниченное количество? Удивитесь, как вы заблуждаетесь. :))) Большая - это 300-400 метров открытого пространства. Самолётику нужно выполнить определённые манёвры, снизиться на глиссаде и приземлиться. Даже если у вас плохой самолёт с качеством 10, то с высоты 10 метров он пролетит вперёд 100 метров. А если у вас качество 20? А если 30, что в общем то несложно получить? Представили масштабы катастрофы?
Ровная площадка подразумевает отсутствие кочек и ям, ударяясь о которые самолётик может себе переломать ручки-ножки. Запаханное поле ровным не считается, попробуйте по такому полю пешком прогуляться. Кроме того, не должно быть кустов, всякого бурьяна ( удивительно крепкая штука! ) которые также могут повредить самолётик. Если у вас на поле торчит кустик - сройте его немедленно. Ибо по закону подлости вы обязательно в него прилетите. :))) Высокая и густая трава тоже не служит здоровью, посадка в такую траву очень немногим отличается от удара в стену.
Сажать на колёсики? Так ещё сложнее. Поле должно быть ровнее и травка покошена. Асфальт или бетон? Замечательно, но тогда вы можете работать в радиусе действия аппарата от ВПП. Организовывать аэродромы в предполагаемых районах использования? Мне лично очень нравится такой подход, вот только богатыми заказчиками бог не наградил. И да, колёсики торчат в поток и достаточно сильно тормозят. Минус скорость, минус топливо, минус время и\или дальность.
Парашют? До определённых границ приемлемо, но...Контейнер с такой штукой занимает объём. Сам парашют весит, что уменьшает вес полезной нагрузки и\или запаса энергии на борту. Кроме того, размашистые самолёты могут себе поломать крылья и не только, посадка с парашютом выглядит далеко не так мягко, как кажется. А с ростом веса-размера самолёта подобный способ приземления становится крайне проблематичным. Какого размера и веса будет парашют для посадки аппарата весом в 100 килограммов? Что у него отвалится при посадке?
Не следует легкомысленно подходить в вопросам взлёта-посадки. Если у вас в ТЗ не оговорен этот пункт, стоит обсудить его с заказчиком немедленно. Или уповать на наличие подготовленного аэродрома в местах использования будущего творения...
А казалось бы, что такого - взлететь и приземлиться? Скоро, уже скоро начнём творить. :)))