Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

Category:

Фаркунст

Фаркунст - устройство для подъема и спуска горняков в шахту. Придумано немцами в 1833 году:


Самый длинный фаркунст достигал глубины 1000 метров.

Колебания коромысла (на схеме - голубого цвета) преобразовывались в возвратно-поступательное движение штанг, на которых были укреплены площадки. В нужный момент шахтер перешагивал с одной площадки на другую и таким образом спускался или поднимался:


(если гифка некорректно отображается, то ее можно посмотреть в Википедии)

Свое происхождение фаркунст [Fahrkünste (нем.), Man-engine (англ.)] вел от насосов для откачки воды из шахт. В Германии привод обычно делали от водяного колеса, в Англии и Бельгии - как правило, от паровой машины.



Разновидности

Однониточный (1 штанга) был характерен для Великобритании


После каждой фазы шахтер выходил на "этаже" и ждал следующего хода штанги в нужном ему направлении.

Двухниточный (2 штанги) - более распространенный в Германии и США:

Его недостаток в том, что невозможен одновременный подъем и спуск шахтеров. Соответственно, промежуточных "этажей" было меньше, но они все равно были, чтобы можно было выйти и пропустить встречный поток людей.


Кажется, еще были двух ниточные фаркунсты с площадками с обеих сторон штанги, что допускало одновременное встречное движение потоков вверх и вниз, но отчетливых упоминаний про них я не нашел.

Четырехниточных (2х2 штанги) существовало всего несколько штук; они были удобны для одновременного подъема и спуска больших групп (смен) шахтеров.

Медная шахта в Корнуолле, Англия:

ТТХ этого агрегата:
привод - паровая машина
глубина шахты - 402 м
количество штанг - 1
ход штанги - 3,7 м
время подъема - 30 минут (для сравнения: традиционный подъем по лестницам с 500-600 метров занимал два часа, спуск - вдвое меньше)

Как ни странно, показатели безопасности были довольно высоки: примерно один несчастный случай со смертельным исходом на 23 млн.рейсов. Хотя бывали и случаи обрыва штанг с гибелью десятков шахтеров за раз.

Фаркунсты прожили долго: первые начали работать еще при жизни Пушкина, а последние успели застать полеты ракет "Фау-2".
Сегодня вживую на технику можно посмотреть в музее серебряной шахты Grube Samson в немецком Санкт-Андреасберге (190 метров) - он же, кстати, на первой фотографии


и в норвежском Lågdalsmuseum (25 метров; кажется, уже недействующий, но зато деревянный).


Информация почерпнута в основном из английской статьи 1862 года и обстоятельного немецкого исследования 2014 года.
Tags: история, подъемное оборудование, полезные ископаемые
Subscribe

  • Многоразовое

    Многоразовые стартовые ЖРД-ускорители De Havilland Super Sprite под крылом бомбардировщика Vickers Valiant. Ускорители работали на топливной паре…

  • День инженера-механика

    Хочется поздравить оставшихся читателей сообщества с праздником и поинтересоваться – за прошедшие три года с момента изобретения cross…

  • Машина "судного дня" в руднике

    В фильмах про пост-апокалипсис нам часто показывают самую разную технику созданную буквально из мусора и того, что осталось от времен до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Многоразовое

    Многоразовые стартовые ЖРД-ускорители De Havilland Super Sprite под крылом бомбардировщика Vickers Valiant. Ускорители работали на топливной паре…

  • День инженера-механика

    Хочется поздравить оставшихся читателей сообщества с праздником и поинтересоваться – за прошедшие три года с момента изобретения cross…

  • Машина "судного дня" в руднике

    В фильмах про пост-апокалипсис нам часто показывают самую разную технику созданную буквально из мусора и того, что осталось от времен до…