Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

Categories:

Мины и грелки

Из приговора военного трибунала Балтийского Флота и Кронштадтской крепости, 1923 года, декабря 19 дня:

Вечером 19 июля 1923 года военные моряки линейного корабля «Парижская коммуна» – котельный механик Борисов, трюмный старшина Путилин, трюмные ученики: Пронин, Сизов, Колеров, Писарев, Логинов, Иванов и трюмный машинист Чижов, получив от 1-го помощника командира Добровольского разрешение взять шлюпку, под командованием котельного механика Борисова пошли под веслами кататься по заливу.

Проходя мимо форта «Павел»,представлявшего из себя склад бракованных мин, Борисов, под предлогом дать команде оправиться, направил шлюпку к форту, где и пришвартовались, так как охраны на форту не было и доступ на таковой был свободен. Приказав военному моряку Сизову остаться у шлюпки дневальным, сам с остальной командой высадился на берег для осмотра форта.

Форт "Павел I" в XIX веке:


Внутри каменного укрепления форта военморы обнаружили разбросанные японские грелки, назначение которых для многих было неизвестным. Обратившись за разъяснением к Борисову и получив таковое, военные моряки Пронин, Путилин и Сизов разожгли при Борисове означенные грелки (свечки) и, бездельно размахивая ими стали ходить среди мин; на это Борисов не обращал никакого внимания.

Через некоторое время Сизов, Колеров и Путилин и подошедший к ним с горящей свечой Пронин, стали осматривать через открытую горловину содержимое одной из мин, на дне которой увидали что-то желтое – тол. Колеров, на вопрос Сизова, что это такое, ответил: «Динамит» и сразу же от мины отошел к другой группе военморов. Стоящий рядом Пронин, желая опровергнуть, что внутри мины не динамит, а просто ржавчина, в доказательство этого бросил в горловину зажженную свечку, от чего из мины показался дым, а затем и вспышка огня.

Предполагая немедленный взрыв, находившиеся у мины военморы бросились бежать к шлюпке, увлекая за собой остальных. Собрав команду и усадив ее в шлюпку, Борисов быстрым ходом направился к кораблю и по прибытии доложил о случившемся Добровольскому. [...]

Вспышка огня на форту и отходящая от последнего шлюпка была замечена с крейсера «Аврора», откуда Начальником военно-морского училища под командованием заведующего обучением Гедле была послана шлюпка с поручением догнать уходящую с форта шлюпку. Но последний, рассчитав, очевидно, невозможность задержать шлюпку, по собственной инициативе, направился прямо к форту, где, высадившись на берег, приказал горящую мину засыпать песком и заливать водой, а затем и сталкивать ее к воде. В это время мина взорвалась, убив троих военморов и ранив пятерых, в том числе и самого Гедле, который вскоре умер. Последующими взрывами – около одиннадцати – было увеличено разрушение форта после взрыва в 1919 г. и уничтожено около двухсот мин.

***
Тележка от морской мины (link):


Остатки форта сегодня (link):




Не ясно, о каких грелках идет речь. По словам Борисова, ими в годы Первой мировой обогревались в окопах, и он называет их то свечой, то углем.
Каталитические грелки для рук?

Tags: аварии и происшествия, вооружение, вопрос залу, флот
Subscribe

promo engineering_ru november 29, 11:26 40
Buy for 50 tokens
Рычаг автостопа в заградительном положении. Автостоп состоит из моторного привода и из рычага специальной формы, помещающегося на путях, у внешней грани рельса. Под действием противовеса рычаг постоянно занимает вертикальное положение, несколько возвышаясь над рельсом. Привод автостопа…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →