Пипец (e_pipe) wrote in engineering_ru,
Пипец
e_pipe
engineering_ru

Железнодорожные снегоуборщики

Оригинал взят у mib55 в Железнодорожные снегоуборщики
Уже не первый год зима в наших краях настаёт строго по календарю - с первыми днями декабря. Зимний сезон в "Техноисториях" открывает небольшая подборка, посвящённая железнодорожным снегоуборочным машинам.
Пожалуй, самый маленький снегоуборочный железнодорожный агрегат (если не считать путейцев с лопатами), попался мне в Исилькуле, на территории элеватора - его соорудили из списанного тепловоза ТГМ-1, приладив к раме самодельный отвал с лебёдкой. Получилось дёшево и сердито, для небольшого путевого хозяйства элеватора большего и не нужно.

ТГМ-1 снегочист

Для работы на подъездных путях и небольших ветках серийно выпускался снегоочиститель ТГМ-40С, представлявший собой обычный маневровый тепловоз ТГМ-40, оборудованный с двух сторон отвалами с пневматическим управлением. Такая машина может чистить пути со скоростью до 40 км/ч, а также использоваться как простой маневровый тепловоз. Этот экземпляр повстречался мне на территории одной из многочисленных омских промзон в Амурском посёлке.

ТГМ-40С

Для очистки от снега путей на магистральных перегонах применяются машины посерьёзнее - снегоочистители серии СДП и СДПМ. Снегоочиститель двухпутный плужный СДП может очищать пути со скоростью до 70 км/ч, высота убираемого снега - до полутора метров, а максимальная ширина отвала при открытых крыльях составляет до 5 метров! "Двухпутный" в индексе означает, что при работе машина отбрасывает счищенный снег только в одну сторону, не заваливая соседний путь. Машина эта не самоходная, работает в сцепке с локомотивом. Данный СДП - экспонат новосибирского ЖД музея на станции Сеятель.

СДП

СДПМ - модернизированная версия СДП, их можно отличить по форме отвала. Как и его предшественник, СДПМ приводится в движение локомотивом и получает от локомотива сжатый воздух для своей пневмосистемы, управляющей отвалами. Этот ржавый и заброшенный экземпляр СДПМ, наверное, до сих пор стоит на загадочной станции Сосновой, когда-то обслуживающей воинскую часть ракетных войск.

СДПМ

Иногда плужные снегоочистители используются совместно с машинами других типов, например, в состав поезда на фото, кроме СДПМ, входит ещё и пневмоочистительная машина ПОМ-1, она же "Ветерок".

СДПМ и ПОМ 2

Принцип действия ПОМ-1 очень прост: машина оборудована большими вентиляторами, которые буквально выдувают снег с путей.

СДПМ и ПОМ

Один из "родственников" СДПМ - струг-снегоочиститель СС-1М. Но эта машина более универсальна - она может очищать от снега не только пути, но и откосы и кюветы, для чего у неё имеются боковые отвалы. Кроме того, машина может использоваться и летом, для земляных планировочных работ. Как и СДПМ, струг СС-1М работает в сцепке с локомотивом, максимальная скорость при уборке снега - 80 км/ч, высота убираемого снега - до 2 метров.

СС-1М

Для расчистки серьёзных снежных заносов применяются снегоочистители типа "Таран", снабжённые мощным отвалом характерной формы. Данный экземпляр, стоящий в музее на станции Сеятель, был выпущен в 1950 году.

Таран

В том же музее есть и ещё один тип снегоочистительной машины, применяемой для уборки больших объёмов снега. Это роторный снегоочиститель типа ЭСО (по заводской индексации - БРС), максимальная высота убираемого снега - 4,5 метров, снег загребается огомными роторами и отбрасывается далеко в сторону. Машина работает в сцепке с локомотивом, электродвигатели, вращающие роторы, получают питание от генератора локомотива.

ЭСО

Для работы на станциях требуется несколько другой, более деликатный подход к уборке снега: нужно не просто раскидать его по сторонам, а погрузить и вывезти. Поэтому специально для такой работы были разработаны специальные машины - снегоуборочные поезда, первые образцы подобной техники появились в России ещё до революции. Алгоритм работы такого поезда состоит в следующем: в передней части машины находится собственно снегоуборочное устройство, которое захватывает снег и лёд и подаёт на транспортёр, а далее по расположенным в каждом вагоне поезда транспортёрам собранный снег загружается в вагоны, начиная с последнего. В новосибирском музее есть образец интересного снегоуборочного поезда системы Гавриченко, такие поезда выпускались с конца 1930-х и кое-где использовались практически до наших дней.

СМ Гавриченко музей

Два вагона из состава такого поезда (промежуточный и концевой) были замечены на станции Московка летом 2007 года. Хорошо видны транспортёры.

СМ Гавриченко

Современный вариант машины Гавриченко - снегоуборщики типа СМ2М. Их производительность - до 1200 кубометров снега в час, рабочая скорость до 10 км/ч. СМ2М приводится в движение локомотивом, но существует и самоходный вариант - СМ2МС. СМ2М-1652 был снят в работе на станции Омск-Пассажирский.

СМ2

Более компактный вариант снегоуборщика погрузочного типа - современная одновагонная самоходная машина СМ-5. Производительность этого аппарата - 2 тыс. кубов снега в час, рабочая скорость - 12 км/ч.

СМ5

На этом сегодняшний обзор завершается, но зимняя тема обязательно будет продолжена, следите за обновлениями!

Tags: отходы/мусор/снег, транспорт
Subscribe
promo engineering_ru march 2, 2015 08:17 174
Buy for 200 tokens
Помните байку о разработке космической ручки? Да, она не основана на реальных событиях, но очень наглядно иллюстрирует идею, что простое решение может оказаться лучше сложного. Ракета, построенная по принципу "большого глупого носителя" ("Big Dumb Booster") находится не в диапазоне…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments