Итак, начинаю.
Во времена работы на советско/российском флоте частенько приходилось восстанавливать своими силами всяческие хитрые устройства. Когда начал трудиться на буржуинов, на современных судах, в хорошей компании с нормальным менеджментом, то совсем было забыл времена, когда с паяльником и тестером приходилось выкручиваться из разных ситуаций. И вот история повторилась. Тестер, правда, не пригодился, а вот паяльником поработать пришлось.
Действующие лица и сокращения в этой истории:
Дед - старший механик, польский. Почему Дед? Потому что на нашем морском сленге старшего механика зовут Дедом.
Кадет - это просто кадет, филиппинский. Имеет какое-то электрическое образование, поработал 2 года на установке столбов освещения и решил податься в моря.
АДГ - аварийный дизель-генератор, английский.
АРЩ - аварийный распределительный щит, корейский
АРН - автоматический регулятор напряжения, даже и не знаю чей, скорее всего китайский
USCG - береговая охрана Соединенных Штатов Америки, одно из главных пугал для моряков всего мира
GL - инспектор Germanisher Lloyd
Я - это я, русский электромеханик в интернациональном экипаже.
Началось с того, что у Деда в компьютере выскочила работа по освидетельствованию АДГ. Пароходу было два года, так что смотреть особо нечего, однако Дед попался
Примечание 1.
АДГ - аварийный дизель-генератор, нужен на такой редкий случай, когда по каким-то причинам вышла из строя основная электростанция судна. Если случится так, что ни один из трех или больше основных дизель генераторов невозможно запустить, то причина для этого должна быть очень серьезной. Например, пожар в машинном отделении (плюнул три раза). Тогда АДГ обеспечит нам освещение самых важных уголков судна, связь и навигацию, возможность запустить аварийный пожарный насос и некоторые другие механизмы. Располагается он в помещении, не входящем в состав машинно-котельного отделения и имеет свой собственный запас топлива. Там же расположен АРЩ- аварийный распределительный щит, к которому подключены самые важные механизмы и потребители. Запуск АДГ происходит автоматически при потере напряжения в основной сети, а стартует он обычно от собственной аккумуляторной батареи, по такому же принципу, как автомобильный двигатель. Обеспечить потребности судна на ходу он не может, хотя бы потому что его мощность в несколько раз меньше мощности любого основного генератора. Например, на нашем пароходе их было 4 штуки мощностью по 2600 квт, а именно этот АДГ может выдать только 450 квт.
Продолжаю.
Особо и готовить нечего, пыль смахнули и позвали деда. Он потер пальцем по панелям, заглянул через лючки в генератор, и спрашивает - а изоляцию измеряли? Нет еще, говорю, и обогнули мы с ним АРЩ с заду. Он и там пальцем поводил, указал мне на пару не протертых мест, и выбрались мы опять на свободное пространство. Тут я кадету говорю - давай мегомметр, а он мне - а я уж измерил, все ок. Надо вам сказать, что кадет мне попался туповатый, что дело обычное, но при этом очень любознательный и предприимчивый, что необычно. Взрывоопасное сочетание. А на крышке генератора табличка: перед замером изоляции отключить АРН. Я ему: табличку видел? - Нет. Отключал - нет. Дед стоит, слушает. Ладно, запускаем, вдруг пронесет. Запустили - напряжение ровно 200 вольт вместо 440. Не пронесло. Даже для освещения не хватит. Дед плюнул, говорит - разберись тут и ко мне с докладом. Приношу описание, разбираюсь, и получается что кирдык пришел АРНу. Вот он, прячется за маленькой крышкой, маленькая плата с электронной начинкой (для сравнения я держу в пальцах головку на 10):
Примечание 2.
АРН - автоматический регулятор напряжения. Обеспечивает постоянное напряжение на выходе генератора независимо от того, какая в данный момент нагрузка. Делает это он путем изменения тока возбуждения генератора. В нашем случае, после того как кадет измерил сопротивление изоляции, какие-то цепи АРН вышли из строя.
Сопротивление изоляции измеряют путем приложения постоянного напряжени 1000В между измеряемой цепью и корпусом судна. Для этого имеется специальный прибор "мегомметр". СИ - очень важный параметр, чем оно больше, тем лучше общее состояние электрической сети.
Иду докладывать. Дед уже успокоился малость, говорит - пишем срочную заявку, а что именно случилось, я никому говорить не буду, так уж и быть. Не работает и все тут. Но, поскольку кадет твой, то ты тоже в какой-то мере виноват, так что придумай что-нибудь на случай, если придет Cost Guard с проверкой.
Примечание 3.
United States Cost Guard (USCG) - очень интересная организация, ее аналога нигде нет. Казалось бы, раз они Береговая Охрана, то должны быть нечто вроде наших морских пограничников, но это не вполне так. Конечно, они ловят контрабандистов и нелегалов, пытающихся морем пробраться на священную американскую землю. А еще они занимаются тем, что называется " наблюдение за выполнением федерального законодательства и обеспечения безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоёмах страны". С этой целью инспекторы USCG регулярно проверяют суда, заходящие в американские порты, на тему соответствия и выполнения всяческих международных норм и правил по безопасности мореплавания. Делают это они с присущей всем военным прямолинейностью и настойчивостью. В случае обнаружения "несоответствия" судно задерживается до устранения недостатков, компания-судовладелец заносится в черный список и ее суда затем подвергаются еще более частым и придирчивым проверкам, и пр. В общем, всем будет лучше если при проверках они ничего не найдут. А неработающий АДГ не просто зацепка, это вопиющее нарушение.
Я сначала было фыркнул и пожал плечами - что тут сделать можно, даже и смешно. А потом думаю - а ведь пожалуй можно! Говорю - есть идея, надо проверить, потом расскажу. В общем-то, я тоже ощущал свою некоторым образом вину, а это очень хороший стимул, чтобы мысль заработала.
Идея была такая: генератор относится к типу brushless, то есть у него нету щеток, через которые к обмотке ротора подается ток возбуждения. Это означает, что АРН такого генератора управляет возбуждением возбудителя, уж простите за тавтологию, поэтому напряжение на выходе АРН совсем небольшое. Какое именно, нигде найти не удалось, но по внешнему виду выходных тиристоров ток вряд ли больше 5А. Теоретически может хватить 3-4 батареек, чтобы получить нужный результат. Проверяю идею. Беру четыре батарейки для фонариков по 1.5 вольта и соединяю их последовательно. Вот тут и паяльник пригодился =)) На скорую руку подключаю их к выходу АРН и запускаю генератор. Ура, получается 420 вольт. Добавляю еще одну батарейку, запускаю - 450 вольт, то что надо. Теперь хорошо бы как-то так сделать, чтобы все происходило без участия человека - запустился АДГ, возбудился, вот вам нормальное напряжение, а что там и как, не ваше дело. Правда, автоматического регулирования в данном случае не получится, эти самые 450В получим только на холостом ходу. Ну а если нас попросят проверку под нагрузкой, то скажем: ёлы-палы, только ж работало! Иду смотреть, как можно автоматизировать процесс. Внутри АРЩ имеется потенциометр для ручной регулировки напряжения, провода от него идут в генератор, к нашему АРН - это хорошо. Потенциометр нам уже не нужен, сюда мы подключаем наши батарейки. А еще от АРЩ к автоматике запуска идет многожильный кабель, и там есть свободные жилы - то что надо. А в автоматике пуска оказалось реле, срабатывающее от оборотов дизеля, и - надо же! - нигде не задействованное. Это очень кстати, так как при неработающем генераторе напряжение возбуждения (то есть мою самодельную батарею) надо бы отключать. Иначе она быстро разрядится, да и пропускать ток через обмотку неподвижного генератора как-то не хочется. В общем, все складывается как по заказу, причем никаких дополнительных проводов тянуть не надо. Собираю схему, батарейки от фонарика прячу в пластиковый желоб для кабелей внутри АРЩ.
Вот он, желоб:
А вот автоматика запуска
Запускаю, смотрю что получается. А получается отлично, ни за что не скажешь, что что-то не так! Показываю деду, тот спрашивает Что сделал? - Извините, не скажу. Тот что-то такое соображает и спрашивает: а под нагрузкой сработает? Фиг его знает, при малой нагрузке, скорее всего, сработает, а при большой сядем в лужу.
Итак, решение для отвода глаз найдено. Плывем дальше. Момент для заказа запчасти неудачный - через два дня у нас заход в Галифакс, потом Нью Йорк - Норфолк - Саванна - Кингстон на Ямайке - Бальбоа в Панаме - Лонг Бич - Сиэтл, и я лечу домой. Ясно, что до входа в американские воды мы никакой запчасти не получим, какой бы срочной заявка ни была. А в Нью Йорке очень возможна проверка USCG, они нас давно не проверяли. А в Лонг Биче наш ждет годовое предъявление Германскому Ллойду. Но до этого момента почти месяц, уж должны прислать.
Приходим в Нью Йорк. Кост Гард нас проигнорировал, но пришел так называемый Port State Control. Это легче и проще. Проверили они все, что обычно проверяется, в том числе АДГ. Предъявляю свои 450В, жду - захотят проверить под нагрузкой или нет? Не хотят. Ну и ладно. Сам я до сих пор так и не решился попробовать. Отключать АРЩ лишний раз неохота, там много всяких потребителей запитано, компьютеры на мостике, радары, всякие системы сигнализации ... начнут звонить, верещать и жаловаться. Будь что будет.
А тут и депеша из офиса приходит - АРН срочно выслан в Кингстон, примите меры к недопущению захвата судна Кост Гардом. Как при коммунизме, блин. Примите меры!
Плывем дальше. При подходе к Норфолку, прямо в реке, на борт высаживается десант Кост Гарда. В Норфолке такое частенько бывает. Там у них располагается громадная военно-морская база, и костгардовцы, видимо, заодно и тренируются на проходящих судах. Проверяют что обычно проверяется, в том числе АДГ, все нормально. А вот перед отходом - внимание! - они опять приходят! А ведь в их правилах прямо сказано, что уже проверенное судно проверять повторно запрещается. Опять все проверяют, в том числе АДГ. Все нормально. Мастер спрашивает в чем дело, ведь только что проверили? В ответ что-то невнятное.
Приходим в Саванну, история повторяется - Кост Гард, проверка. Тут уж становится понятно, что нас, скорее всего, заложили.
Примечание 4. С некоторых пор USCG начал выдавать награды членам экипажа за информацию, имеющее отношение ко всяческим неисправностям на судне, относящимся к безопасности мореплавания и охране окружающей среды. Премии бывают астрономические. В одном морском журнале я читал, что двоим мотористам, сообщившим о сливе за борт грязых льяльных вод по прямому приказу старшего механика, выплатили более 500 тыс долларов.
Мне очень не по себе, но похоже что информация у них только приблизительная, иначе распотрошили бы мой АРЩ на составляющие. Но что я там делал, никто не видел, а я никому не рассказывал. Как бы то ни было, ничего они не нашли, и мы плывем дальше.
В Кингстоне агент говорит - там вам пришли какие-то запчасти, но они не успеют пройти таможню, так что ничего вы не получите. Плывем дальше. В Бальбоа тишина - ни запчасти, ни привета из Гамбурга. Пока суть да дело, меняю батарейки. На переходе до Лонг Бича наконец наш офис очнулся и сообщает - посылка послана очень-очень срочно в Лонг Бич, примите меры к успешному продлению класса.
Приходим в Лонг Бич, прямо на причале нас ждет инспектор GL. Нам предстоит годовое освидетельствование.
Примечание 5. Germanisher Lloyd - аналог нашего Морского Регистра. Классификационное общество, занимающееся регистрацией судов и оценкой их качеств на основе разрабатываемых обществами правил постройки судов разных типов. Эта оценка выражается в том, что классификационные общества присваивают судам тот или иной так называемый технический класс.
Сходу начинается предъявление, т.к. стоянка очень короткая. Инспектор попался очень деловой, и это всеялет надежды. Например освидетельствование системы ДАУ главного двигателя происходило так: вы швартовались на ДАУ? - Да, конечно! - Покажите ленту реверсографа. - Вот она! - ОК, спасибо. Мастер и дед стараются занять инспектора в первую очередь документами и осмотром других систем судна, чтобы он добрался до АДГ как можно позже. Отвлекают как могут, в надежде что принесут наконец АРН и я успею всунуть его на место. Но ничего не приносят, и вот наступает момент, когда тянуть уже некуда. Вместе с инспектором заходим в помещение АДГ, я сразу кидаюсь к щиту и запускаю генератор вхолостую. Вдруг этого окажется достаточно? Иногда прокатывает. Однако инспектор говорит - отлично, а теперь по настоящему! Не дрогнувшей рукой обесточиваю АРЩ и жду что будет. И ничего страшного не происходит! АДГ запускается, приборы показывают нагрузку 25 квт, напряжение примерно 425 в. Но этого никто, кроме меня, не замечает. На приборы смотрю только я, как самая заинтересованная сторона =)) Дед при этом сидел себе в ЦПУ, и как он сказал, даже не сомневался что все будет ок. Видел, что свет частично погас (это нормально, так как часть освещения запитана от АРЩ), потом тут же зажегся - значит все прошло как надо.
Итак, мы все показали, документы подписаны, все довольны, плывем дальше. А посылки так и нет.
В Сиэтле приходит мне замена. Показываю ему все секреты, и мы расстаемся. ЗИПа так и нету. Судно пошло на Йокогаму.
PS.Через 2 года мне пришлось побывать на том же самом судне. Экипаж уже сменился несколько раз, ту историю никто не помнил. От моей самоделки не осталось следов.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ОПИСАНО!
Community Info