max_andriyahov (max_andriyahov) wrote in engineering_ru,
max_andriyahov
max_andriyahov
engineering_ru

Пророк российского стимпанка

Оригинал взят у vikond65 в Пророк российского стимпанка
artlib_gallery-309157-o1

Все-таки, удивительные совпадения порой бывают в истории. Сегодня не только 25-летний юбилей ГКЧП, по и 250-летняя годовщина ввода в действие первого в России парового двигателя. 18 августа 1766 года на Барнаульском Серебряном заводе заработала промышленная паровая машина, спроектированная и построенная "механикусом" Иваном Ползуновым. К сожалению, сам Ползунов этого не увидел, за неделю до пуска агрегата он умер от скоротечной чахотки в возрасте 38 лет.

По поводу машины Ползунова существуют два противоположных мнения. Одни считают, что русский механик изобрел первый в мире паровой двигатель, а англичанину Джеймсу Уатту незаслуженно приписали его изобретение. Другие, напротив, утверждают, что Ползунов ничего не нового не выдумал, а просто скопировал пароатмосферную машину Ньюкомена, созданную еще в 1705 году и широко известную в середине XVIII века.


Как это нередко бывает, истина лежит посередине. Машина Ползунова действительно относится к классу пароатмосферных, однако она отнюдь не являлась копией установки Ньюкомена. Ползунов значительно изменил и усовершенствовал исходный образец. В отличие от всех более ранних подобных машин, двигатель Ползунова - двухцилиндровый, с поочередной подачей пара в цилиндры при помощи автоматического клапана-переключателя. Это позволило вдвое повысить мощность и сделать работу более равномерной.

Двигатель развивал мощность 32 лошадиные силы, этого хватало для привода двух больших мехов, осуществлявших наддув сразу девяти плавильных печей. На момент ввода в строй он являлся крупнейшим и мощнейшим тепловым двигателем в мире. К сожалению, при этом он был еще и единственным в России, тогда как в Англии в 1766 году имелось уже более 100 паросиловых установок, а в других странах Европы - еще несколько десятков.

К тому же, проработал он всего несколько месяцев, так как в Барнауле не нашлось достаточно квалифицированных специалистов, чтобы грамотно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии столь сложное устройство. И еще почти полвека ничего подобного у нас не строили. Архаичное российское общество XVIII века оказалось не готовым к промышленной революции, а отдельные талантливые изобретатели-одиночки, вроде Ползунова или Нартова, не могли изменить общую картину.

На заставке - портрет Ивана Ползунова и чертеж его двигателя. Портрет - фантазийный, так как прижизненных изображений "механикуса" не сохранилось, а чертеж - подлинный, точнее, это прорисовка подлинного чертежа, сделанного самим изобретателем.


000217

Кинематическая схема машины Ползунова с приводом на мехи и ее действующая модель.
Tags: история, личности, пар
Subscribe
promo engineering_ru march 2, 2015 08:17 174
Buy for 200 tokens
Помните байку о разработке космической ручки? Да, она не основана на реальных событиях, но очень наглядно иллюстрирует идею, что простое решение может оказаться лучше сложного. Ракета, построенная по принципу "большого глупого носителя" ("Big Dumb Booster") находится не в диапазоне…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments