Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

Categories:

Куда девался мусор на подводной лодке?

Пишет olt_z_s:

Итак, возвращаемся к теме мусора на подлодке, как продолжение вопроса о немецких "пакетах спасения", упоминаемых Пикулем и Платовым в "Реквиеме" и "Секретном фарватере".

Вопрос простой: куда девался мусор на подлодке?
Некоторые коллеги совершенно верно отметили, что для избавления от мусора использовался торпедный аппарат; однако, без конкретных пояснений это мнение может превратится в устойчивый стереотип, который будет неверен на 90 %. Поэтому стоит дать пояснения, почему сначала в торпедных аппаратах мусор не хранили и почему начали хранить потом.

В начале [Второй мировой] войны все шло как положено. На подводной лодке во время похода появление мусора было вполне обычным фактом. Пищевые отходы, упаковка и тара для пищи долгого хранения, отработанные картриджи (или патроны) с поташом и т.п.  Немецкие подводники с гигиеной старались дружить и избавлялись от мусора при первом удобном случае, когда лодка всплывала в надводное положение в относительно спокойных местах.  Использовать торпедный аппарат, как помойку, в голову особо никому не приходило, так как он имеет совершенно другое назначение, а периодически "палить" из него мусором - это совершенно излишний расход воздуха высокого давления. Поэтому мусор отправляли за борт обычным способом - выкидывали.

Но пришел 1944 год, и с массовым монтажом на лодки устройства "шнорхель" подводно-надводная война стала подводной. Теперь подводные лодки могли ходить на дизелях под водой и всплывали на поверхность достаточно редко. Это привело к ряду проблем, с которыми ранее немцы не сталкивались.

Санитарное состояние на борту "шнорхельных" лодок резко ухудшилось, так как не было былой возможности отправлять мусор за борт. В конечном итоге было решено решение складывать накопившийся мусор в один из торпедных аппаратов и периодически его "разгружать". Для этого даже был введен в ЖБД [журнал боевых действий] лодки специальный термин, обозначающий выстрел из ТА мусором.


Технически это выглядело следующим образом - появившийся мусор упаковывали в коробки и канистры, связывали их и помещали в аппарат. По мере накопления в нем достаточного количества мусора, производили выстрел сжатым воздухом, но при этом торпедный "поршень" не использовался и выстрел был с "пузырем". Но!  Что любопытно, делали это далеко не так часто. У меня сложилось ощущение, что если на лодка уже расстреляла все торпеды, она могла совершать "мусорный залп" хоть четыре раза за день. Однако, если торпеды оставались  на борту, то тогда количество "мусорных залпов" делали ограниченное количество. Кроме этого, мусор приходилось терпеть, если лодка находилась в боевой зоне, рядом с противником. "След из крошек" для него не оставляли. 

Как писал один из командиров лодок в ЖБД по поводу "мусорных залпов":
"Тремя выстрелами весь мусор, включая и калиевые патроны (поташ) был удален за борт. С тех пор лодка сохранялась в безупречно чистом состоянии, которое, после утомлявших команду дней в операционной зоне (с мусором на борту - В.Н.), было более выгодно для экипажа и, как я полагаю, было очень важно для его здоровья. Стоит учитывать тот факт, что избавление от мусора дает больше места для воздуха внутри лодки".


В итоге немецких подводников конца войны можно считать очень смелыми и терпеливыми людьми, так как они воевали в страшной вонище. Сами экипажи в походе все-таки умудрялись привыкнуть к вони из торпедного аппарата - "мусорного бака", но когда лодка приходила на базу и вставала на верфь, то рабочих верфи буквально мутило от того "аромата", который шел из открытых люков лодки.

P.S. Вот отсюда и растут ноги о "пакетах спасения", видимо
Tags: вооружение, гигиена, история, отходы/мусор/снег, пневматика и гидравлика, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments