Грациозный T-38C Talon (на все картинки стоит нажать).
Прямой наследник — Northrop Grumman model 400 после первого полета в этом году.
О всемирноисторическомзначении T-X
Суть указана в табличке. В ней написано, что с конца 50-х годов в США выпущено дюжина сотен сверхзвуковых самолетов, три сотни до сих пор много летает, в крупнейших ВВС. Накал соревнования проектов T-X велик: это и деньги ($8.4 млрд с 2020) и конструкторская слава. Соревнуются: Lockheed, Boeing, SAAB, Northrop Grumman, BAe — самые знаменитые разработчики сверхзвуковых самолетов на западе. Не участвует только Dassault, пожалуй. Среди других дозвуковой, по сути, советский проект Як-130 (на его основе итальянский T-100).
Начну с того, что авиаконструктор Эдгар Шмюд (Edgar Schmüd) славнейшей в то время фирмы North American (слилась с Rockwell в 1969, поглощена Boeing в 1996) ушел в не столь удачливую фирму Джона Нортропа. Эдгар Шмюд — немецкий инженер, еврей, к 30 годам уехал в Бразилию (до нацизма) и перебрался в США. Именно он возглавлял разработку знаменитого Mustang, Twin Mustang, Sabre и первого сверхзвукового Super Sabre. В Northrop он занялся все тем же — проектом легкого истребителя. Любопытно, что вновь разрабатываемый Northrop Grumman model 400 следует облику проекта конца 50-х, не стареет классика.
С другой стороны, можно увидеть перемены за полвека.
обозначение | [N400] | [N38] | T-50A | T-100 | − | T-38C | F-20 | JAS-39D |
создатели | NGC BAe, L3 |
Boeing SAAB |
Lockheed KAI |
Leonardo Raytheon |
Northrop | Northrop | SAAB | |
США и... | Англия | Швеция | Корея | Италия | Швеция | |||
первый полет | 2016 | [2017] | 2002 | 2004 | 1959 | 1982 | 1988 | |
построено | 1 | 1 | 82 | 49 | 1187 | 3 | 264 | |
прообраз | Northrop T-38C BAe Hawk |
Boeing Hornet |
GD F-16 |
Як Як-130Д |
Northrop F-5A |
Northrop F-5E |
Northrop F-20 |
|
экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |
двигатель | GE F404-102D |
GE F404-102 |
GE F404-102 |
Honeywell F124-200 |
GE J85-5A |
GE F404-100 |
Volvo F404-400 |
|
без форсажа, кгс | 5000 | 5400 | 5400 | 2x2850 | 2x1215 | 5000 | 5500 | |
взлетная тяга, кгс | 8030 | 8030 | 2x1750 | 7700 | 8200 | |||
скорость до, Mach | [1.3] | [1.8] | 1.5 | [1.1] | 1.25 | 2 | 2 | |
порожняя масса, кг | [4000] | 6470 | 4600 | 3270 | 5970 | 7100 | ||
площадь крыла, м² | [16−18] | 23.7 | 23.5 | 16 | 18.6 | 30 | ||
размах | [7.7] | 9.45 | 9.7 | 7.7 | 8.5 | 8.4 | ||
перегрузка, ед. | [+8/−3] | +8/−3 | +8/−3 | +7.33/−3 | +9/−3 | +9/−3 | ||
объем баков, л | [2200] | 2655 | 2500 | 2206 | 2500 | 2650 | ||
ЭДСУ | + | + | + | + | нет | 2 канала | + | |
обозначение | [N400] | [N38] | T-50A | T-100 | − | T-38C | F-20 | JAS-39D |
взлетная тяга/ порожняя масса |
[1.24] | 1.24 | 1.24 | 1.07 | 1.29 | 1.15 | ||
удлинение крыла | [3.5−3.8] | [4] | 3.77 | 4 | 3.71 | 3.88 | 2.35 |
Пояснения:
1. Графа Прообраз указывает на самолет, который явно взят за основу. По сути, проект самолета для обучения — это часто уменьшенный проект истребителя. T-38 упрощенный F-5A того же размера (советую обратить внимание на разницу). С прообразом совпадает до подробностей: шасси, наплывы, тип воздухозаборника, стреловидность, план крыла, механизация, даже аэродинамические перегородки, оперение. У N400 есть второй прообраз — BAe Hawk.
2. В таблице в столбцах справа близкие проекты: T-38 — понятно; Gripen и F-20 потому что это истребители с тем же, по сути, двигателем. Можно увидеть отличие T-50A и настоящего истребителя по массе.
3. [скобки] — означают, что значение предположительное. Скорость взята у прообраза, название — бортовой номер (для моего удобства).
4. Удлинение крыла по формуле: размах²/площадь.
5. Тяговооруженность для пустого, потому что перегрузочная взлетная масса не показательна. Вообще, этот показатель, чтобы прикинуть потребную порожнюю массу N400.
[ Мои замечания к увиденному...]Мои замечания к увиденному
1. N400 — Northrop Grumman model 400
Этот проект самый легкий, простой, наиболее близкий к Talon. Уже ясно, что самый дешевый в закупке и использовании. Бесфорсажный сверхзвуковой маневренный самолет, опирающийся на самое опытное в этом деле объединение:
Northrop Grumman (NGC) — руководство, заделы: крыло, механизация, облик. С важными исключениями — например, горизонтальное оперение выше относительно плоскости крыла, шасси не такое высокое (это спорно).
BAe (British Aerospace) — обладатели наилучшего оборудования для Goshawk, который уже победил в таком соревновании для ВМС США. Обратил внимание N400, он напоминает на общий фонарь Hawk... и N38 — Boeing собирает Goshawk для ВМС США. Высота шасси, отличная от T-38, у N400 от Hawk, возможно. Шасси имеет самую широкую базу, что важно для обучения.
L-3 (L-3 Communications) — опытный разработчик тренажеров.
Scaled Composites, основанные славным Бертом Рутаном (Burt Rutan), — разработчики планера. Явно будут злоупотреблять пластмассой. Хлипкая передняя нога шасси — признак всех работ Рутана. Кстати, model 400 их фирменный индекс, а, скажем, model 351 Stratolauncher, который должен был впервые полететь летом и почти готов, отложен из-за занятости, как видно.
Это любительская в недавнем прошлом фирма с несколькими десятками сотрудников, построили множество удивительных самолетов, которые вошли в историю: кругосветные перелеты без посадки и дозаправки (Voyager, GlobalFlyer), полет за пределы атмосферы с пассажиром (SpaceShipOne и Two) -- они же первые сверхзвуковые самолеты любительской постройки, самый большой по размеру самолет (Stratolauncher). Ну и просто удивительные по сложности замыслы, которые летали.
Основатель Рутан тяжело болен, потому пристроил фирму в NGC, где без его руководства сделали несколько замечательных образцов, включая X-38 и X-47A. Проектируют и строят очень быстро, опираясь только на расчетные методы, без аэродинамических труб, стендов и прочего. Представьте такое в 70-е! Они впереди истории инженерии. При всей их славе, успехи на рынке весьма скромные, хотя есть.
Рассчитывая на скорость работ в Scaled Composites участники соревнования в прошлом году решили строить новый самолет, а не предлагать чуть продвинутый BAe Haw. И вот он летает спустя год после решения.
Недостаток N400 очевиден — это учебный самолет, а не учебно-боевой. ВВС США очевидно могут себе позволить специальный самолет.
2. N38 — Boeing T-X
Планером занимались в SAAB, но решения от Boeing Hornet, которые на самом деле от Northrop. Притом Boeing собирает Goshawk для ВМС — BAe (всюду Northrop, всюду BAe). Вот и фонари N400 и N38 похожи на BAe Hawk.
BAe Hawk победил в похожем соревновании VTXTS аж 1978 года (см.: google.ru/search?tbm=isch&q=VTXTS). Победителя выбрали в 1981.
Прикидочные значения в таблице от Super Hornet, так как аэродинамика и воздухозаборники оттуда. Проект ничем меня не привлекает. Трудно будет превзойти уже давний Lockheed T-50A. Остальные показатели должны быть близки к T-50A.
Разве что достижения именно последнего десятилетия и преемственность от T-45C Goshawk? Вроде бы, Boeing напирает на маневренность: много тяги, два киля, явно большое крыло с прибамбасами.
3. T-50A — Lockheed KAI T-50A
Легкий истребитель в задумке. Ответ на китайские и северокорейские многочисленные легкие истребители, успех Gripen. Однако достижения за десятилетия скромны. Выбор между T-50A и N38 за пределами моих возможностей, данных мало.
Отмечу скорость. При довольно большой тяге Mach до 1.5. Видимо, воздухозаборник сказывается. Воздухозаборник бы как у J-10B ему, ведь китайцы содрали разработку GD. Скорость важна истребителю, а не тренировочному самолету.
Воздухозаборник без отсекателя погранслоя, разработанный подразделением General Dynamics, авторами F-16 (ныне истребительное отделение Lockheed).
4. T-100 — Leonardo T-100
Ранее назывался Aermacchi M346 Master. Единственный двухдвигательный. Еще один самолет без форсажа. У него дозвуковая аэродинамика с элементами сверхзвуковой — наплывы. Два двигателя это увеличенные расходы на содержание и большая вероятность отказов, при меньшей вероятности тяжелого происшествия вследствие отказа двигателя. Но обучаемому летчику посадка с отказом даже одного из двух двигателей — предпосылка.
Скорость в таблицу поставил завышенную, однако M346 действительно развил Mach 1.15 однажды. Вообще, сверхзвуковая скорость тренировочному самолету нужна, чтобы летчик мог осваивать трансзвуковые особенности полета, а они-то теперь управляются вовсе не вручную. Маневренность вровень с соперниками, чуть меньше тяги, чуть больше ограничений.
Отмечу отличия T-100 от Як-130: полностью американское оборудование, даже европейских систем в нем мало. И шасси: оно выше, чем у Як-130, нет взлетного канала воздухозаборинка. Это проще и безопаснее, но требует порядка на взлетной полосе.
Тренажеры изготовит опытнейшая фирма Raytheon, там имеют опыт оборудования тренировочных самолетов для ВМС и ВВС: Texan II и Jayhawk. Некоторые, изображая знатоков, полагают Raytheon свадебным генералом — это совсем не так.