Rutinin (rutinin) wrote in engineering_ru,
Rutinin
rutinin
engineering_ru

Categories:

Игла Клеопатры.

Пишет gruppman


Есть в городе Лондоне, что в Великой Британии, одна достопримечательность.
Называется - Игла Клеопатры.
Вот она, на снимке.


Всё, как полагается. И два сфинкса тоже прилагаются.
Что за Игла - Википедия может разъяснить:
Древнеегипетский обелиск в окружении двух сфинксов в историческом центре Лондона, на набережной Виктории. Представляет собой монолит из гранита высотою 18 метров и весом 186 тонн. Вывезен британцами из Александрии в 1877 году.

Сама Игла древняя напрочь:
Обелиск вырезан на каменоломнях Асуана в середине II тысячелетия до н. э. На обелиске нанесены символы фараона Тутмоса III (позднее были добавлены имена Рамзеса II и Клеопатры). Около 1475 года до н. э. вниз по Нилу перевезён в Гелиополь. Предположительно во времена римского императора Августа обелиск был перевезён в Александрию, где он простоял века. К началу XIX века памятник уже был опрокинут и лежал в песке.


А как в Англии то оказалась эта Игла?
А просто - подарили.
Да-да, подарили:
Подарен британцам правителем Египта Мухаммедом Али в разгар египтомании, в 1819 году, в ознаменование победы вице-адмирала Нельсона в битве при Абукире и генерала Эберкромби при Александрии в 1801 году.

Вот только подарили аж в 1819 году, а припёрли её на берега Темзы аж в 1878 году.
Почти 60 лет подарочек в Египте лежал.
Вот как подарок доставили, вот про это и рассказец.

Кажется, первыми, кто стал растаскивать Африку на сувениры, были древние римляне.
Туристы, мля, Средиземноморья.
Даже картинки сохранились. Слонов вот прикупили.


Кроме животины, римляне ещё и успешно вывозили другой египетский антиквариат, в том числе и архитектурный. Но была одна загвоздка. Не всё можно было погрузить на корабль. Средств погрузочных ещё не было.
Но техника не стояла на месте, потихоньку совершенствовалась, поэтому вывозимое наследство фараонов тоже потихоньку прибавляло в весе.
Но рано или поздно всё равно бы всё упёрлось в весовой порог.
Как в случае с этой самой Иглой Клеопатры.
Римляне по суше дотащить её до Александрии смогли, а вот дальше... у них не получилось.

Длина - 69 футов, вес - 224 тонны.
Такой вес и в наши то дни считается серьёзным, а уж тогда, и говорить не о чем.
Так и валялась эта Игла в Александрии до 1819 года, пока не подарили её англичанам.
Англичане страшно обрадовались подарку, но потыкав в тогдашние калькуляторы, приуныли.
Дороговато доставка обходилась.
Как раз тот случай, когда за морем корова -полушка, да рубль перевоз.
По сухопутью тащить эту мандыбу, вообще, не реальная задача.
Ситуацию спас некий сэр Уильям Джеймс Эразм Вильсон, из своего кармана вываливший 10 000 тогдашних полновесных фунтов стерлингов. Ещё 5 тысяч наскребли по подписке среди жителей Лондона.
На такие деньги тут же нашёлся инженер у которого тут же нашлась идея по транспортировке Иглы в метрополию.
Англия же! Великобритания! Правь, Британия, морями...
-Морем потащим - сказал инженер - или Англия не владычица морей.

Так, для справки. Звали инженера - Джон Диксон.
Идея была проста. Вокруг Иглы построить корпус судна, спихнуть это в море, потом взять этот корпус на буксир, и, вперёд, на Пачихезу на Лондон.
Так и сделали.

Вот сам проект.


Процесс постройки судна.

Само судно... ну, как судно?.. корпус для Иглы представлял из себя металлический цилиндр длиной 95 футов, шириной 15 футов, и был разделён на 10 водонепроницаемых отсеков.
И ко всему прочему на корпусе смонтировали киль, руль, мостик и каюты. И небольшую мачту под парус.

А это уже спуск на воду.


И в октябре 1877 года все работы были закончены и началась вторая часть доставки Иглы в Англию. Непосредственная транспортировка.
Судно с Иглой взял на буксир пароход "Ольга"
Капитаном судна Иглы назначили Генри Картера.
И под его началом на борту судна Иглы было пять человек, весь экипаж.

А 14 октября 1877 года разыгралась трагедия.
В Бискайском заливе случился шторм.


Судно с Иглой было цилиндрической формы, и его стало нещадно валять.
С парохода "Ольга" была отправлена шлюпка с шестью моряками для спасения экипажа игловоза.

Но шлюпка в шторме перевернулась, и все моряки погибли.
(Забегая вперёд - их имена были были высечены на памятной табличке, которая смонтирована у основания Иглы).
Пароход "Ольга" всё таки смог снять экипаж игловоза и отрубил буксирный конец.
Им казалось, что Клеопатра тонет.

Но игловоз не утонул.
Через пять дней его обнаружили у побережья Испании. Судно было взято на буксир и доставлено в испанский порт Феррол.
Пришлось Англии заплатить ещё 2000 фунтов за спасение игловоза, и послать новый буксир за Клеопатрой.
Пароход "Англия" на этот раз.

Пароход "Англия" буксирует игловоз из Феррола.




И 21 января 1878 года Игла Клеопатры, наконец, прибыла в Великобританию.
Встречали её под орудийные салюты.


На берегу Британии.


А установили её на место только в сентябре 1878 года.
Подготовка к установке:


Установка Иглы.


Но не правильно думать, что эта Игла Клеопатры, не более, чем просто памятник древности.
Для англичан это в первую очередь память о победах Великобритании на Ниле и при Александрии.

А сфинксы возле Иглы, так они не оригиналы. Это уже бронзовая английская версия.

Само же судно-игловоз было разобрано и пущено на переплавку. Свою задачу оно выполнило.

P.S. В 1836 французы тоже упёрли примерно такой же обелиск из Луксора.
Как они упирались с ним, как тащили, этого я не знаю.
Tags: гидротехнические сооружения, история, подъемное оборудование, флот
Subscribe

promo engineering_ru october 26, 2011 17:45 10
Buy for 50 tokens
Финский архитектор Алвар Аалто (1898-1976), помимо собственно зданий, часто проектировал их внутреннюю начинку - мебель, предметы интерьера. В санатории в Паймио (1929–1933) Аалто разработал конструкцию раковин в палатах. Мало того, что их было две - своя для каждого пациента так они ещё и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments