alex_avr (alex_avr2) wrote in engineering_ru,
alex_avr
alex_avr2
engineering_ru

Categories:

Люберецкие очистные сооружения

В середине декабря в Москве опять воняло. Сильно воняет в Москве обычно несколько раз в год. Чаще всего на юго-востоке, где сконцентрировано огромное количество промышленных предприятий, полигоны ТБО, порт и т.п. В худших случаях запах доходит до центра Москвы и даже дальше, на северо-запад. Источник запаха каждый раз усиленно ищут и чаще всего официально не находят, а через несколько дней все забывают.

По этому поводу меня пригласили на Люберецкие очистные сооружения(ЛОС), которые находятся как раз на Юго-востоке, в нескольких километрах за МКАДом, чтобы показать, что во-первых, воняли на весь город не они, во-вторых, на станции прилагаются большие усилия по очистке воздуха.

На ЛОС я уже был в 2014 году и тогда написал большой отчет, где рассказал как очищается вода и воздух (впрочем тогда явно были полумеры). Поэтому в этот раз я не буду вдаваться в подробности всего процесса, а лишь расскажу самое основное и новое, что я увидел. В посте будут как фотографии декабря 2017 года, так и фото июня 2014 года, для сравнения.





Хмурым декабрьским утром приезжаем на станцию. Сразу скажу, что запах на территории станции есть, от этого никуда не деться. Не могу сказать, что он какой-то очень сильный или очень неприятный, но жить на станции я бы вряд ли захотел. Главная проблема же состоит в том, что за последние годы жилая застройка подобралась вплотную к станции. Когда-то станция построенная в 60-х годах была на отшибе и проблема запаха мало кого волновала, сейчас же рядом построен огромный жилой район Некрасовка. Люди покупают там квартиры, часто не подозревая, по соседству с чем они находятся, а потом жалуются на запахи. В сложившейся ситуации мне видится, что виноваты прежде всего не воняющие канализационные стоки, а те, кто разрешил строить жилые дома так близко - от территории станции до ближайшего многоквартирного жилого дома всего около 400 метров.



Главный источник запаха - сероводород. Любопытно, что нормы по содержанию сероводорода в воздухе жилой зоны таковы, что при не превышении максимально допустимой концентрации человек уже ощущает запах. То-есть если говорится,что воздух соответствует нормам, то это не значит, что он не пахнет. Воздух на станции нормам соответствует :)

Подъезжаем к приемной камере. Сюда притекает половина сточных вод Москвы, порядка 2 миллионов кубометров в сутки (вторая половина течет на Курьяновские очистные сооружения). Отсюда по множеству каналов вода растекается по станции на очистку. Тут же находится по сути самое дурно пахнущее место на станции, так как течет тут еще никак не очищенная канализационная вода.

Как видно по спутниковым снимкам за 2011 год - еще недавно приемная камера и все каналы были открыты и, разумеется источали запахи на всю округу.



В 2014 году приемную камеру и каналы перекрыли:



И выглядело это так:





Однако, просто перекрыть камеры и каналы недостаточно - нужно также очищать воздух скапливающийся под перекрытиями, для чего были установлены специальные системы очистки воздуха. На снимке ниже видно, что в 2017 году появились контейнеры с подводящими трубами - это и есть системы очистки воздуха.



А с уровня земли это все выглядит так:



Из под перекрытий по трубам внушительного диаметра воздух забирается вентиляторами и направляется в установки очистки воздуха:





Установки производства НПО ЛИТ, внешне представляют собой стандартные контейнеры. С одной стороны в них поступает грязный воздух, с другой выходит очищенный.



Оборудование современное. На мнемосхеме на экране можно увидеть конструкцию установки. В целом она достаточно проста.



С помощью вентилятора воздух направляется на рассеиватель, который направляет равномерный поток воздуха на группу УФ ламп. Если не ошибаюсь, мощность каждой лампы - 600 Вт.



В результате работы ламп образуется озон и другие окислители, которые окисляет различные загрязнения в воздухе. Далее воздух проходит через угольный фильтр, который поглощает продукты реакции и остаточные загрязнения.

Описание с сайта производителя:

Основой технологии удаления ДПВ в комплексах ВЕНТЛИТ является фотосорбционнокаталитический метод. Очищаемый воздух обрабатывается ультрафиолетовым излучением с длинами волн 185 и 254 нм, что приводит к образованию активных окислительных центров, прежде всего: О, ОН˙, О3 и др. Процессы трансформации ДПВ идут в начале в объемной части фотореактора, затем воздух подается на сорбционнокаталитическую ступень, где недоокисленные компоненты адсорбируются и доокисляются в более медленных процессах активными частицами из газовой фазы. Такая комбинация методов и процессов позволяет обеспечить глубокую степень очистки при наличии широкого спектра ДПВ (сероводород, меркаптаны, аммиак, летучие органические соединения и др.).



Уголь насыпан в специальные емкости.



Потом все это повторяется еще раз - установка двухступенчатая. На фото видно синие лючки - под ними как раз находятся торцы УФ ламп.



Журналистам и местным жителям, приглашенным на экскурсию дают возможность понюхать, как пахнет воздух из под перекрытия без очистки, открывая небольшой лючок :)



Следующий этап очистки - механическая, от крупных загрязнений, на так называемых решетках.



Решетки - конструкции из нержавеющей стали, состоящие из множества вертикальных стальных пластин, расположенных в канале по которому течет сточная вода. таких каналов достаточно много. Весь крупный мусор застревает на этих пластинах и постепенно поднимается механизмом вверх.





Вверху мусор попадает на конвейер, и транспортируется в мусоросборники, откуда вывозится на полигоны ТБО.



Ням-ням! Надеюсь вы не обедаете :)
Весь мусор, который вы смываете в унитаз - не исчезает в никуда, а оказывается вот в подобных механизмах. Не смывайте мусор :)



Воздух из цеха решеток также проходит очистку. Вообще на станции установлена 21 подобная система очистки воздуха, а в ближайшее время планируется установить еще примерно столько же.



Следующий этап - песколовки. В них отсеиваются мелкие тяжелые частицы - собственно песок. Принцип действия простой - по сути это прямоугольный канал, в который подается воздух и в котором на дне сделаны специальные механизмы удаления песка. Песок просто под действием силы тяжести оседает, после чего удаляется механизмом. Эти сооружения также сильно пахли, так как в них течет вся та же грязная вода, очищенная лишь от крупного мусора.

В 2014 году они выглядели так:





Сейчас же все стало гораздо скучнее - каналы полностью перекрыты листами металла:



Когда-то это было излюбленное место озерных чаек, но теперь, увы, их там нет. Но и пахнет меньше.



Следующий этап очистки - первичные отстойники. Монструозные сооружения диаметром 54 метра. В них вода отстаивается и осадок оседает на дно, где собирается специальным скребком, подвешенным на вращающейся по кругу ферме. В 2014 году мне показывали экспериментальный отстойник закрытый плавучими перекрытиями.





Сейчас же все действующие первичные отстойники, как и каналы перекрыты, что очень наглядно видно по спутниковым снимкам.

2014 год:



2017 год:



Вся очистка, которая происходила до этого этапа - механическая: решетки, песколовки, отстойники. Следующим этапом идет биологическая очистка - пожалуй самый важный и существенный этап очистки, именно тут удаляются все биологические загрязнения из канализационных вод. Происходит она в аэротенках - огромных прямоугольных емкостях, где живет активный ил - множество микроорганизмов, перерабатывающих биологические загрязнения. В эти же емкости подается воздух в огромных количествах, что ускоряет весь процесс. Подобная технология используется во всем мире на подобных сооружениях.



Любопытно, но аэротенки не пахнут. Совсем вблизи есть небольшой запах, напоминающий запах речной воды, но не более.



Подробнее про аэротенки и систему подачи воздуха в них я рассказывал в посте про Курьяновские очистные сооружения.

После аэротенков вода попадает во вторичные отстойники, которые конструктивно полностью аналогичны первичным.



Однако, во вторичных отстойниках находится уже очищенная вода и она не пахнет совсем, поэтому перекрывать их нет необходимости.



Хмурая декабрьская погода и легкий минус сделали свое дело - за счет того, что вода теплая (ибо из канализации) - на холоде от нее поднимаются клубы пара. Выглядит весьма атмосферно.





Фермы не спеша вращаются над отстойниками, соскребая ил со дна в илоприемник, откуда он откачивается и далее перерабатывается. В процессе переработки выделяется метан, который используется на собственной ТЭЦ.



Любопытно, что когда находишься на территории станции видишь в основном отстойники, здания, некоторые открытые каналы, а вокруг лишь огромные пустынные зеленые газоны, как будто и не при делах. На самом деле, под этими газонами проходит множество коммуникаций, необходимых для работы станции - кабели, воздуховоды, всевозможные трубопроводы. На историческом фото строительства ЛОС (из книги "100 лет канализации Москвы") можно присмотреться и заметить людей и оценить размер отстойников и труб под землей. Становится понятно, что весь грунт вокруг отстойников насыпной.



После прохождения отстойников вода со станции разделяется на два потока. Примерно две трети очищенной воды сбрасывается в Москва-реку. Однако, Москва-река находится на значительном удалении от станции. Для сброса в нее воды были построены огромные подземные коллекторы протяженностью около 14 километров от станции до Москва-реки. Оставшаяся же часть воды проходит дополнительную очистку с помощью ультрафиолета. Направляемся на блок УФ очистки.

Около здания можно увидеть множество шиберных механизмов, которые могут перекрывать каналы для воды, проходящие под зданием.



Внутри здания установлено оборудование управления и питания УФ ламп. Сами лампы опущены в каналы и прямо мимо них течет вода.



Картинка от производителя оборудования НПО ЛИТ:



Жесткий ультрафиолет разрушает ДНК микроорганизмов в воде, тем самым обеззараживая воду и делая ее безопасной.



Очень красивое свечение :)



Half-Life в жизни!



После блока УФ очистки вода вытекает из подземного канала прямо на территории станции:



На фото это не очень чувствуется вся мощь воды, но скорость потока там огромная.



Вода устремляется в открытый канал.



Уже за территорией станции канал впадает в речку Пехорку, по сути образуя подавляющую часть ее стока. Сама речка Пехорка впадает в Москва-реку где-то через 15 километров. На выходе канала со станции, снаружи, за забором, почти всегда можно встретить множество рыбаков. За счет теплой и питательной воды там скапливается очень много рыбы :)





Ну и, напоследок, возвращаясь к теме запахов - на станции в нескольких местах установлены автоматические станции мониторинга, которые 24/7 контролируют параметры воздуха. Снаружи выглядят как невзрачные серые домики:



Внутри же напичканы современным оборудованием.



Выражаю огромную признательность пресс-службе Мосводоканала за приглашение и организацию поездки, а работникам за отличную экскурсию и ответы на все вопросы.

Ну и пользуясь случаем даю ссылки на другие мои статьи на тему канализации и водопровода Москвы.

Канализация:

Канализационная насосная станция ЦПКиО
Центральная канализационная насосная станция Москвы
Интернет через канализацию
Загородный канал
Прочистка и инспекция канализационных труб
Курьяновские очистные сооружения
Люберецкие очистные сооружения - как очищают сточные воды Москвы и борются с запахами

Водопровод:

Рублевская станция водоподготовки
Рублевский гидроузел и водозаборная станция
Западная станция водоподготовки
Восточная водопроводная станция
Юго-Западная водопроводная станция Москвы
● История московского водопровода часть 1, часть 2
Екатерининский водопровод - подземная галерея
Кирпич галереи Екатерининского водопровода
Третий мытищинский водопровод - фото, чертежи, документы
Tags: водоснабжение и канализация, гидротехнические сооружения
Subscribe

promo engineering_ru november 29, 11:26 40
Buy for 50 tokens
Рычаг автостопа в заградительном положении. Автостоп состоит из моторного привода и из рычага специальной формы, помещающегося на путях, у внешней грани рельса. Под действием противовеса рычаг постоянно занимает вертикальное положение, несколько возвышаясь над рельсом. Привод автостопа…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments