captainmisson (captainmisson) wrote in engineering_ru,
captainmisson
captainmisson
engineering_ru

Подводная лодка-музей С-56

Одним из символов Владивостока с 1975 года является подводная лодка С-56.
В отличие от «Красного Вымпела», ей пришлось навеки расстаться с родной стихией и встречать посетителей на берегу. Правда - совсем недалеко от побережья. Говорят, что стоянку «Красного Вымпела» можно видеть через её перископ.

02_S56.JPG

С-56 - единственный корабль, сохранившийся из серии IX - бис (всего построена 41 субмарина). Помимо славного боевого пути в составе двух флотов советского ВМФ с ней связаны три весьма интересных факта.

Заложенная в 1936-м в Ленинграде, лодка затем была по железной дороге перевезена на Дальний Восток, где вновь собрана и спущена на воду в 1939-м, а в состав Тихоокеанского флота вошла в 1941-м. Однако в связи с обострением к осени 1942-го обстановки на Арктическом театре военных действий командованием было принято решение о переброске части подводных лодок с Тихого океана на базы Кольского полуострова. Переход вдоль арктического побережья показался слишком рискованным из-за надвигавшейся зимы, потому шести  лодкам (Л-15, Л-16, С-51, С-54, С-55 и С-56) в обстановке строгой секретности предстояло совершить уникальный переход через три океана по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Во время этого перехода Л-16 при загадочных обстоятельствах была торпедирована на подходе к Панамскому каналу. Остальные же лодки в марте 1943-го достигли Полярного. Таким образом, для С-56 (и других лодок - участников перехода) путь от верфи к месту своей основной службы стал, пожалуй, одним из самых протяженных.

А в 1954 году лодка возвратилась на Тихий океан, на этот раз Северным Морским путём. И стала первой советской подводной лодкой, совершившей кругосветное плавание.




Наконец, 9 мая 1975 года С-56 была установлена на вечную стоянку на Корабельной набережной Владивостока, став первой в СССР мемориальной подводной лодкой.
К сожалению, при переоборудовании лодки в музей было принято, на мой взгляд, крайне неудачное решение - сохранить внутреннее оборудование только первых трёх отсеков ( I отсек — торпедный, жилое помещение для рядового состава; II отсек — аккумуляторный, каюта командира, жилые помещения офицерского состава; III отсек — центральный пост, боевая рубка). Оборудование остальных отсеков было демонтировано,  в отсеках с IV по VI (IV отсек — аккумуляторный, жилые помещения старшин; V отсек — дизельный; VI отсек — электромоторный) размещена историческая экспозиция, а доступ в  VII отсек (торпедный, жилое помещение для рядового состава) закрыт. Было бы гораздо интереснее всё же максимально сохранить оборудование, а экспозицию можно было вполне разместить и в отдельном помещении. Но  - что сделано, то сделано...


Григорий Иванович Щедрин, один из самых известных советских подводников Великой Отечественной войны, в будущем - вице-адмирал, командовал С-56 с ноября 1940 по март 1946. Под его командованием лодка отличилась в битве за Арктику, и именно на ней Григорий Иванович получил звание Героя Советского Союза.

04_S56.JPG

Вход в лодку через шестой отсек. Вот эта дверь, явно не оригинальная, ведёт в седьмой. Похоже, что сейчас там размещается какое-то подсобное помещение.

05_S56.JPG

Так выглядит сейчас шестой отсек, в котором когда-то размещались электромоторы.

06_S56.JPG

А вот здесь, в пятом - дизеля. Впрочем, переборки, как видите, сняты, потому границы отсеков человеку, который не знаком с конструкциией досканально, можно определить лишь примерно.

07_S56.JPG

По всей видимости, четвёртый, аккумуляторный. В нём завершается историческая экспозиция.

08_S56.JPG

И мы, наконец, видим оригинальную переборку. С люком, ведущим в центральный пост.

09_S56.JPG

Боевая рубка тоже недоступна. Оригинальный трап снят, а перед новодельным люком красуется вот такая надпись. Предупреждающая о том, что любопытствовать излишне.

10_S56.JPG

Собственно, центральный пост. Отсюда осуществляется управление кораблём. На фото выше - вид в сторону кормы.

11_S56.JPG

А на этой - вид в сторону носа.

12_S56.JPG

Перископ. И современная табличка пожарной безопасности.

13_S56.JPG

Машинный телеграф, которым выдаются команды на управление двигательной установкой (две рукоятки сверху).

В центре - указатель положения руля поворота.

14_S56.JPG

Вентили продувки балластных цистерн.

15_S56.JPG

Глубиномеры.

17_S56.JPG

Этими штурвалами осуществляется управление рулями глубины - носовыми (левый) и кормовыми (правый).

16_S56.JPG

Положение рулей контролируется по указателю.

18_S56.JPG

Переборка между третим и вторым отсеками. У подводников считается плохой приметой наступать на комингс люка - преодолевать его нужно одним шагом, не касаясь поверхности. Примета эта имеет обоснование - если постоянно наступать на комингс, то его поверхность постепенно будет изнашиваться, то есть люк будет прилегать неплотно. Что может оказаться критическим в аварийной ситуации, если люк придётся задраить при поступлении у один из отсеков воды.

19_S56.JPG

Второй отсек - кают-компания, каюта командира, жилые помещения офицерского состава. Интересно - с какого момента в ней висит портрет Вождя? Подозреваю, что не с момента открытия музея, и, скорее всего (хотя и не уверен), его тут не было в 90-е. Но сегодня исторический облик помещения восстановлен!

20_S56.JPG

Каюта командира.

21_S56.JPG

Люк в первый отсек.

22_S56.JPG

Первый отсек - торпедный. Здесь же находятся жилые помещения рядового состава.

Сразу вспоминается Юрий Иосифович:

«.. Где на сигарах атомных торпед
Ребята спят, поют, едят варенье».

Это, конечно, написано уже о лодках другой эпохи. Но и на С-56 матросы жили и спали практически в обнимку с торпедами.

23_S56.JPG

25_S56.JPG

На С-56 было четыре носовых (и два кормовых) торпедных аппарата. На каждый был положен двойной боезапас. Но благодаря продуманному размещению торпед, даже их полная загрузка не ухудшала бытовых условий экипажа.

26_S56.JPG

24_S56.JPG

В первом отсеке экскурсия заканчивается.

Итого:

1. Как я уже говорил, концепцию музея считаю не самой удачной - однако нужно отдать должное тем, кто в 1975 году не только сохранил легендарную субмарину, но и впервые в СССР дал возможность побывать на борту подводного корабля гражданским посетителям. Правда, такая возможность, учитывая удалённость и закрытость Владивостока, была доступна очень немногим.

2. Рекомендовал бы чаще бывать на музейных (а при возможности - и не только музейных) подводных лодках не только морским инженерам, но и всем тем, кто занимается созданием пилотируемой космической техники. Во-первых - обращать внимание на решения в области компоновки и обеспечения обитаемости. Во-вторых - самим побывать в условиях ограниченного пространства. Чтобы лучше понять потребности тех, кто будет эксплуатировать будущие космические корабли и напланетные базы.

01_S56.JPG

Tags: флот
Subscribe
promo engineering_ru december 8, 2014 14:08 50
Buy for 200 tokens
По приглашению 22sobaki Оригинал взят у john5r в Шумозащитный жилой дом на Науки, 44. Увидел этот дом в http://zydog.livejournal.com/99701.html - на предпоследнем кадре. Полез на citywalls за ссылкой на дом - а его там нет вовсе. Удивился - как-никак индивидуальный проект…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments