captainmisson (captainmisson) wrote in engineering_ru,
captainmisson
captainmisson
engineering_ru

Categories:

Продувочные модели в музее ЦАГИ



Аэродинамика - пожалуй, одна из тех наук, которая в наибольшей степени опирается на результаты эксперимента.

Собственно, у пионеров авиации другого инструмента и не было. Потому и Лилиенталь, и Жуковский, и Райты во многом шли по пути древних медиков, которые методы воздействия на организм человека подбирали исключительно эмпирическим путем.

Двадцатый век, конечно, позволил существенно продвинуться в развитии расчетных методов. Однако аэродинамике и здесь «не повезло» - выяснилось, что подавляющее большинство ее задач, за исключением предельно упрощенных, либо не имеют вообще аналитического решения, либо имеют только при целом ряде допущений, которые могут, по сути, «обнулить» практическую ценность полученного результата. И ученым-аэродинамикам в этой ситуации не оставалось уже ничего иного, кроме как проводить тысячи и миллионы экспериментов, пытаясь понять необходимые закономерности.

И если вы возьмете учебник, то заметите, что подавляющее большинство формул в нем выглядят как-то «криво» - то есть содержат огромное количество коэффициентов с разным числом знаков после запятой. Именно потому, что формулы эти были не выведены из стройных физических законов, а получены в результате обработки статистики и различных интерполяций/экстраполяций полученных рядов значений.

Конечно, появление современных численных методов расчета и конечноэлементного моделирования изменило ситуацию. Однако даже при таком серьезном прорыве полностью перейти на численный эксперимент и отказаться от натурного мы до сих пор не можем. Именно поэтому при создании любого летательного аппарата создается его продувочная модель. Которая помещается в аэродинамическую трубу и там подвергается воздействию воздушного потока.

Поскольку изготовить модель, по своим размерам соответствующую реальному аппарату затруднительно, да и труба для ее продувки потребуется слишком уж «монументальная», модель изготавливается в масштабе. Параметры потока для обеспечения адекватного эксперимента при этом тоже пересчитываются в соответствии с критериями подобия. А дальнейшее слово уже должны сказать датчики, фиксирующие результаты воздействия потока на модель – силу сопротивления, подъемную силу, аэродинамический момент и другие.

В музее Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) можно увидеть образцы таких моделей, которые использовались при создании летательных аппаратов. Как малоизвестных, так и ставших легендарными.





«Буран» пекрасен в любом обличии. Даже в виде продувочной модели



А вот эта модель  - своеобразный «взгляд за портьеру». Это высокоскоростной гражданскй самолет, аэродинамику которого сейчас изучают ученые Европы, России и... Австралии! Все-таки желание летать из Брюсселя в Токио или Сидней за три часа еще не исчезло. Даже в век, когда развитие информационных технологий все больше и больше нивелирует смысл бизнес-командировок.



А прадедом этой разработки, конечно, был Ту-144. Собственно, именно для того, чтобы отметить полувековой юбилей его первого полета, корреспонденты и блогеры и были приглашены в Жуковский на мероприятие, организованное Фондом Легенды Авиации. Но об этом - в следующий раз.




Два «Бурана» и МАКС - детища Г.Е. Лозино-Лозинского. Человека, стремившегося подарить своей стране космические крылья. Но в итоге именно его предприятие оказалось, пожалуй, в наиболее плачевном состоянии. А сам он стал объектом далеко не самых порядочных высказываний, которые позволяли себе не только журналисты, но и даже некоторые  представители отрасли.






Многострадальная «Ангара - А5». Интересно - а модель еще более многострадальной Н-1 сохранилась?



Кстати - вот так она выглядела, будучи размещенной в аэродинамической трубе (фото пресс-службы ЦАГИ).



Насколько я понял - это некая коллекция типовых аэродинамических форм.



Испытывать на взаимодействие с воздушным потоком приходится не только конструкции самолетов и ракет, но и более экзотические объекты.



Справа - еще одна модель «Бурана». Слева - «БОР-4»



Наконец - как утверждается, еще одна модель системы «Энергия» - «Буран».

Конечно же, продувочными моделями экспозиция музея не исчерпывается. В целом там будет очень интересно любому любителю авиации и космонавтики. Потому - настоятельно рекомендую найти возможнось посетить. Не пожалеете!



Tags: авиация и воздухоплавание, испытания и эксперименты, космос
Subscribe
promo engineering_ru июль 21, 2015 15:46 281
Buy for 200 tokens
Оригинал взят у mirvn в Обратимся к авторитетам Многие читатели наверно слышали хоть краем уха, что знаменитый русский физик, лауреат нобелевской премии, дважды герой труда Пётр Капица ещё в 1970х годах обосновал с физической точки зрения невозможность существования современной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments