Categories:

Получение разрешения на полеты дронов в РФ в 2019 году, на примере Калининградской области - часть I

Выражаю особую благодарность Алексею Алексеевичу Симановичу, начальнику РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД Филиала "Аэронавигация Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" за постоянную готовность помочь и предоставить необходимую информацию. Также хочется с большим удовольствием отметить высокий профессионализм, серьезное и внимательное отношение всех сотрудников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». 

Два года назад я описывал процедуру получения разрешения на использование воздушного пространства в РФ для БПЛА. Ознакомиться данной статьей можно здесь - https://engineering-ru.livejournal.com/498150.html 

Новая статья была построена на базе новейших данных и была дополнена различной полезной информацией. На мой взгляд, она будет полезна не только обычным владельцам радиоуправляемых игрушек, авиамоделей и аппаратов, но и должностным лицам, чиновникам, так как я собираюсь затронуть некоторые проблемные места в действующем законодательстве РФ, которые уже давно требуют своего решения.

Особое внимание я уделил теме фото и видеосъемки с воздуха. Мало кто подозревает, какой законодательный казус кроет в себе этот вопрос. Эта тема обсуждается в конце данной статьи.

     Основная цель получения разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) для дрона, беспилотного воздушного судна (БВС) (радиоуправляемых авиамоделей), заключается в обеспечении безопасного ИВП -  исключению возможности столкновения БВС между собой, с другими воздушными судами (ВС), падения их на важные объекты и просто на головы граждан. Большинство серийно производимых дронов фирмы DJI имеют программное ограничение по высоте полета, равное 500 метров. Но это вовсе не исключает вероятности создания аварийной ситуации для гражданских и военных ВС, которые совершают взлет-посадку или полеты на высотах ниже этой отметки высоты. Многие эксперты отмечают, что возможное столкновение пассажирского самолета с дроном гораздо опаснее, чем с птицей аналогичной массы, размера.  Здесь учитывается склонность литий-полимерных батарей, которые используются в БВС, к мгновенному самовоспламенению при механическом повреждении, при горении которой, достигаются высокие температуры. Это особенно важно в случае попадания частей БВС в поврежденный в результате столкновения фюзеляж, двигатель самолета, что может иметь серьезные последствия. Инженерные анализы на базе компьютерных расчетов показывают, что дрон с взлетной массой более 3 кг. способен нанести повреждения лопастям вентилятора ТРД самолета. В этом смысле особенно важной является необходимость заранее исключить вероятность столкновения БВС в воздушном пространстве с различными ВС, с целью чего и оформляется разрешение на ИВП при действии которого, часть воздушного пространства выделяется одному пользователю, а другим воздушным судам запрещается нахождение в этой зоне.

Данная статья фактически представляет собой руководство пользователя по получению разрешения на ИВП в Российской Федерации для БВС. Здесь и далее по тексту используются разные термины и аббревиатуры, по сути обозначающие одно и то же – дрон, БВС (Беспилотное Воздушное Судно), БПЛА (Беспилотный Летательный Аппарат). 

Основная часть статьи, фактически описывающая процесс получения разрешения на ИВП будет часто сопровождаться различными пояснениями и дополнениями, без которых невозможно изложить текст так, чтобы это было понятно читателю. Поэтому, в конце статьи, я кратко, по пунктам еще раз опишу всю необходимую процедуру получения разрешения на ИВП для двух случаев - для временного и местного режимов.

Для начала следует запомнить, что все без исключения дроны, радиоуправляемые модели и игрушки, БВС выполняют полёты:

1. При установленном для них временном или местном режиме использования воздушного пространства;

2. При наличии условий на ИВП, выданных на основании поданного пользователем плана полёта.

Существующие классы воздушного пространства никоим образом не оказывают на эти требования никакого влияния. Так же не существует никакого диапазона высот, в котором, якобы, можно летать не соблюдая эти два пункта. Для всех дронов, радиоуправляемых моделей, БВС установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок ИВП. 

Для того, чтобы можно было законно воспользоваться любой радиоуправляемой авиамоделью на открытом воздухе (дроном, квадрокоптером, вертолетом, самолетом и т.д.) необходимо получение разрешения на ИВП. Подобные требования существуют уже как минимум 19 лет. Исходя из текущего законодательства РФ (на начало 2019 года), совершенно нет никакой разницы, какую массу имеет модель или игрушка, а также на какую высоту планируется осуществлять полеты. В течении нескольких лет многие СМИ упорно пытаются запутать своих читателей, осуществляя однобокую подачу информации и упорно умалчивая при этом о самых важных моментах. Речь идет о взлетной массе от 0,25 до 30 кг. включительно и более 30 кг., соответственно учете или регистрации БВС. Вся эта информация не имеет никакого отношения к разрешению на ИВП и СМИ сделали все, чтобы многие люди подумали, что раз дрон регистрировать или ставить на учет не нужно, то и можно летать свободно. Фактически, многие СМИ занимались распространением бесполезной информации исходя из того, что акценты были сделаны вовсе не там где нужно. Однако, на свои места всё ставит ст. 33 Воздушного Кодекса РФ, определяющая какие БВС подлежат регистрации, а какие учёту. В настоящее время не существует каких-либо правовых последствий за отсутствие у граждан учета/регистрации БВС. Государственная регистрация – попадание БВС в реестр гражданских воздушных судов, а разработкой системы учета все еще занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Российской Федерации. ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" планируется определить единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС. Государственная база данных о БВС будет вестись оператором учета в электронном виде. 

      За полет без разрешения на ИВП предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП (для физлиц штраф до 5000 руб., до 50 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для юрлиц) и именно об этом следует беспокоиться всем владельцам радиоуправляемых авиамоделей, дронов, а не об отсутствии учета или регистрации БВС. 

В  качестве примера, будет рассмотрен мой случай получения разрешения на ИВП для личного БВС с целью осуществления высотных полетов (на высоту до 5 000 метров)  возле города Калининград, в Калининградской области. На самом деле, независимо от высоты полетов БВС процедура оформления разрешения на полеты остается одинаковой. Есть небольшая разница при установлении временного и местного режима, но она несущественна. Об этом будет указано ниже.

Итак, вы планируете запускать свой дрон, БВС в каком-либо месте. Для начала, следует убедиться, что место планируемого взлета-полета-посадки БВС находится вне запретных зон и зон ограничения полетов. Для этого можно открыть сайт - https://fpln.ru/, который отображает актуальное состояние воздушного пространства РФ, аэродромы и зоны. Нажатием первой слева кнопкой вверху, следует включить отображение запретных зон и зон ограничений полетов (вкладка "ЗОНЫ"). Выбрав нужную зону, можно увидеть в чьих интересах она была установлена и дополнительные сведения о ней, которые находятся в вкладках. Если необходимо совершать полеты в пределах подобных зон, вам следует получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Наличие подобных зон можно увидеть и на специальной карте:

Имеется еще один вариант просмотра различных зон и другой информации, относящейся к воздушному пространству РФ, в том числе НОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации.  С помощью этого сервиса можно увидеть в программе Google Планета Земля, «свою» зону временного ограничения полетов, которая появится в базе данных, после того как вы оформите разрешение на ИВП и отправите представленный план полетов БВС. 

 Для просмотра всей  информации, необходимо установить программу Google Earth. Далее, при запущенной программе следует запустить на исполнение файл ivprf.kmz (ссылка на файл в конце статьи). После этого в программе Google Earth слева появятся метки, относящиеся к воздушному пространству Российской Федерации (ВП РФ). Теперь, можно выбирать интересующий вас пункт, устанавливая галочки в соответствующем квадрате. Google Earth обеспечивает загрузку новых данных с серверов, так что информация в программе оперативно обновляется.

Если вы планируете совершать полеты БВС в пределах населенных пунктов, вам следует заранее получить разрешение от органа местного самоуправления на полеты БВС в данном городе, поселке и т.д. К сожалению, далеко не все должностные лица органов местного самоуправления  знают о подобном требовании текущего законодательства и  часто направляют незаконный отказ лицу, запросившему подобное разрешение, мотивируя это тем, что орган местного самоуправления "не занимается выдачей разрешений на полеты БВС". Чтобы избежать подобных ситуаций, гражданам при подаче заявлений в орган местного самоуправления следует конкретно указывать источник подобных требований, а именно - пункт 49 "Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", который гласит "49. Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов."

В моем случае полет совершается по двум точкам - западнее и севернее города Калининград, сразу за Большой Окружной дорогой, за пределами населенных пунктов, а значит разрешение от органа местного самоуправления не требуется. Я определился с географическими координатами каждой точки: №1 - радиус 300 метров,  с центром г.т.  54°42'31"N 020°22'49", №2 - радиус 300 метров, с центром г.т.  54°46'52"N 020°31'30", максимальная высота полета для каждой точки составляет 5000 метров. 

 Для начала необходимо согласовать полеты с Калининградским Районным Центром Единой Системы Организации Воздушного Движения (Калининградский РЦ ЕС ОрВД) с диспетчером планирования ИВП 8(4012)57-99-38, 8(4012)57-99-39. Внимание! В различных регионах действуют свои Районные и Зональные Центры и для того, чтобы определить к какому РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД вы относитесь, откройте карту с отображением структуры центров ЕС ОрВД - https://www.gkovd.ru/edinaya-sistema-orvd/skhema-es-orvd/

В ходе разговора с диспетчером планирования ИВП мне следует сообщить о намерении произвести запуск БВС, с указанием местоположения каждой точки, радиуса, высоты и времени полетов.

В процессе согласования мне было сообщено, что для осуществления полетов БВС в заданных точках и в диапазоне заданной высоты, мне необходимо установление временного режима, а также согласование полетов с военным аэродромом Калининград "Чкаловск", так как точки, где я собираюсь запускать свой дрон входят в район ответственности этого аэродрома (в этом смысле полезно иметь специальную карту, где указаны все эти зоны). Но здесь я вынужден сделать небольшое отступление и написать пару слов о временном и местном режимах. 

Вся необходимая информация находится в Федеральных Правилах использования воздушного пространства Российской Федерации. Там говорится - "При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно 2 и более пользователями воздушного пространства устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах воздушного пространства Российской Федерации в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства, осуществляемое путем введения временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений." 

В пункте 137 ФП ИВП РФ указано:

 Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности: 

е) выполнение полётов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов A и C.

Что касается местного режима: Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности: г) выполнение полётов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов C и G.

В пункте 139 говорится: "Местный режим на воздушных трассах и местных воздушных линиях, открытых для международных полётов, а также в районах аэродромов, открытых для выполнения международных полётов, не устанавливается." Так как мои точки полетов находятся в районе аэродрома Калининград "Храброво", открытого для выполнения международных полётов, то соответственно устанавливается временный режим.

Вам необязательно знать заранее, какой тип режима будет установлен - это вам сообщат в РЦ ЕС ОрВД на начальном этапе согласования полетов БВС. Однако, так как от этого зависят сроки подачи представления, то желательно разбираться и в этом вопросе.

Далее, так как мне было указано на необходимость согласовать свои полеты с военным аэродромом Калининград "Чкаловск", я позвонил старшему штурману военного аэродрома и сообщил о своих намерениях произвести полеты в указанных точках, с указанием всех данных, сообщенных мною в РЦ ЕС ОрВД. Мне было сообщено, что скорее всего в планируемые мною дни и время полеты авиации производиться не будут и я могу указать эти дни в подаваемых документах (представлении). Так как безопасность и обороноспособность страны являются высшим приоритетом, то естественно, что полеты БВС не должны создавать помех этим задачам. Исходя из этого становится понятным, что лучше зарезервировать дополнительные дни на тот случай если в планируемый день полеты не удастся осуществить, например по причине того, что военная авиация будет поднята по боевой тревоге. 

Кстати говоря, если боевая тревога будет объявлена уже после того, как БВС был поднят в воздух, то владелец этого дрона будет обязан произвести посадку в кратчайшие сроки и уведомить об этом факте РЦ ЕС ОрВД. Естественно, что внешний пилот этого БВС будет обязан быть постоянно доступным для связи, например по мобильному телефону.  «При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал "Ковер", означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.»

Итак, полеты были предварительно согласованы с военным аэродромом Калининград "Чкаловск" и с РЦ ЕС ОрВД ( это в свою очередь означает согласование полетов с гражданским аэропортом "Храброво").  Теперь, необходимо составить Представление на установление временного режима (ВР). При составлении этого документа следует учитывать, что Представление на установление временного режима подается в Главный центр Единой системы (г. Москва) не менее чем за 5 суток до необходимого времени введения в действие режима, а Представление на установление местного режима в зональный центр Единой системы соответствующего города (для Калининградской области это Санкт-Петербург) не менее чем за 3 суток до необходимого времени введения в действие режима. Временный режим устанавливается начальником Главного центра Единой системы, соответственно документ адресуется на имя начальника Главного центра ЕС ОрВД, местный – Начальником ЗЦ ЕС ОрВД и адресуется ему.

Существует Инструкция по по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений (приказ Минтранса России № 171). Этот документ определяет порядок и правила подачи Представлений, а так же, объём той информации, которая должна содержаться в нём. Вот общие требования:

В тексте Представления указываем то что имеем мы - тип БВС, его название (модель, производитель), взлетную массу.

Далее, указываем дни, в которые планируется осуществлять полеты. Всего может быть указано не более трех основных и трех резервных дней (полезно на тот случай, если полеты могут сорваться в силу не зависящих от вас обстоятельств) . 

Затем указываем границы районов полетов: я всегда указываю радиусы полетов с учетом максимальных отклонений от расчетной траектории полета, это наиболее оптимальный вариант для меня, однако границы районов полетов могут описываться не только радиусами: например автономный полет БВС на большую протяженность и в этом случае описание границ должно включать не менее трех точек. 

Полеты БВС могут также осуществляться и по маршруту и в этом случае следует указывать точки маршрута в системе географических координат (градусы, минуты, секунды). В случае описании зоны полетов в виде окружности указываются координаты центра каждой точки (градусы, минуты, секунды).

Далее следует указать абсолютную высоту - диапазон высот полета БВС. Здесь нам необходимо вычислить значение AMSL - Above Mean Sea Level – над средним уровнем моря. Для этого можно воспользоваться онлайн картами высот, например - http://votetovid.ru/  Нам необходимо визуально выбрать центр каждой точки полета и записать значение. Итак, я знаю, что буду поднимать вверх свой дрон на высоту до 5км. В более привычном формате AGL - Above Ground Level - над уровнем земной поверхности, это значение будет равно от 0 до 5000 метров. 

В моем случае, уровень земной поверхности находится выше среднего уровня моря на 30 метров и запись в формате AMSL будет равна 30 - 5030 метров. Если уровень земной поверхности совпадает со средним уровнем моря, то диапазон высот будет равен от 0 до 5000 метров.

    Затем указываем время полетов в стандарте UTC - всемирное координированное время. Для Калининградской области нужно просто отнять 2 часа от местного времени для того чтобы получить значение UTC. Определить свое время можно просто набрав в поиске браузера «UTC время». В ходе разговоров с диспетчерами ЕС ОрВД, вы вероятно не раз услышите слово «Гринвич». Стандарт UTC пришел на смену Гринвичу(GMT). В повседневной жизни, когда дробная часть секунд не важна, среднее время по Гринвичу (GMT) может рассматриваться как эквивалент UTC. Исходя из этого вы  можете сказать например «Двадцать часов по Гринвичу» - вас сразу поймут.

В случае, если полеты проводятся в пределах запретных зон или зон ограничений полетов, следует указать разрешения, полученные в соответствии с Федеральными Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Если же полеты проводятся вне таких зон, как в моем случае, то указываем это.

 Затем указываем воздушные суда, на которые режим не распространяется: пилотируемый БВС, а также воздушные суда, вылетающие/прилетающие с/на аэродромы совместного базирования в зоне действия которых вводится временный режим для полета БВС. 

Далее указывается информация, относящаяся к порядку управления полётами БВС, участвующих в мероприятии: указывается ФИО внешнего пилота БВС и его номер мобильного телефона для оперативной связи, ФИО руководителя мероприятия, ФИО разработавшего представление, цель полетов, контактные телефоны и ФИО должностных лиц, с разрешения которых будет осуществляться взлет, полет, посадка БВС. 

Так как предстоящие полеты уже были в устном виде согласованы с военным аэродромом Калининград «Чкаловск», то следует указать и это. 

Во второй части представления указываем карту-схему полетов. Данные схемы отображают радиусы, маршруты планируемых полетов БВС прямо на картах Google, Yandex. Для составления таких карт-схем удобно пользоваться Yandex.Карты или Google Планета Земля. Я обычно открываю Yandex.Карты, по координатам из представления на установление ВР нахожу центральную точку и с помощью инструмента "Линейка" выстраиваю прямую, в данном случае длиной 600 метров, так как запрашиваемый радиус равен 300 метров. Затем, сохраняю снимок экрана и в Paint рисую окружность на построенной прямой таким образом, что точка географических координат находилась в центре нарисованной окружности. Полученные графические файлы сохраняются и вставляются в файл представления на установление временного режима.

После того, как представление было составлено, отправляем его для первичного согласования в РЦ ЕС ОрВД по электронной почте - office@kld.sz.gkovd.ru   Затем, после того, как представление было согласовано, в представлении указываем ФИО согласовавшего, в данном случае ФИО Начальника РЦ ЕС ОрВД Калининградского центра ОВД, распечатываем документ и ставим подпись.  Теперь, представление следует отсканировать или сфотографировать.  Полученный файл следует по электронной почте - spbzc.rgm@sz.gkovd.ru  отправить в Зональный Центр ЕС ОрВД (в моем случае это Санкт-Петербург) для согласования.  Графический файл не следует отправлять как вложение – необходимо вставить его в тело письма. (Требование сотрудников ЗЦ ЕС ОрВД с точки зрения безопасности на открытие вложений от неизвестных источников). Необходимо через 20-30 минут позвонить в ЗЦ ЕС ОрВД - тел. +7(812)305-1778  и записать фамилию  должностного лица, согласовавшего представление (в моем случае - начальник смены  ЗЦ ЕС ОрВД Санкт-Петербург).

 Далее, необходимо вписать в раздел  "представление согласовано" ФИО начальника смены  ЗЦ ЕС ОрВД. После этого документ распечатываем, ставим подпись и снова фотографируем и отправляем по электронной почте - regimivp@matfmc.ru  в Главный Центр ЕС ОрВД. В этом случае файл целесообразнее вставить как вложение для последующей печати сотрудником ГЦ ЕС ОрВД. Через 20-30 минут перезваниваем  +7(495)601-0664  и запрашиваем подтверждение о получении. Звонить сильно позже не рекомендую, так как ваше представление возможно уже будет сложно найти среди прочих. 

Нужно помнить о том, что представление на установление временного режима должно поступить в Главный Центр не позднее 5 суток, поэтому нужно заранее учесть временные затраты на согласование в РЦ и ЗЦ ЕС ОрВД. После того, как получили подтверждение от Главного Центра ЕС ОрВД о получении вашего представления, можно уточнить, когда можно позвонить, чтобы получить номер временного режима. Этот номер  впоследствии понадобится при составлении плана полетов и он станет вашим своеобразным идентификатором.  Номер временного режима сообщает Главный центр +7(495)601-0664  , а номер местного режима сообщает Зональный Центр +7(812)305-1778  . 

Итак, я позвонил на следующий день и мне был сообщен номер временного режима, который я записал (ВР-508). 

Следующий шаг - составление плана полета. 


Продолжение в части II.

promo engineering_ru июль 7, 2015 05:59 76
Buy for 200 tokens
Зубчатая железная дорога отличается от обычной тем, что у нее между двумя гладкими рельсами проложен еще один - зубчатый, за который цепляется приводное колесо вагона. Такие дороги делают в местностях с большими уклонами. Поскольку традиционная железнодорожная стрелка здесь не очень-то подходит,…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded