Сергей (22sobaki) wrote in engineering_ru,
Сергей
22sobaki
engineering_ru

Categories:

О пользе стального каркаса

Здание Монаднок-билдинг в Чикаго - памятник архитектуры, яркий представитель чикагской архитектурной школы и т.д.

17-этажный небоскреб (а на тот момент это был небоскреб) строился последовательно: северную половину закончили в 1891-м, затем начали южную и завершили ее в 1893-м.
Разница между половинами видна даже внешне, но главное отличие внутри.


Северную часть строили по заветам предков - с несущими кирпичными стенами. Внутри присутствовали чугунные колонны и стальные связи, но это не был развитой каркас, способный полноценно воспринимать вертикальные и боковые нагрузки. Основную несущую роль играли кирпичные стены. Из-за этого толщина стен на первом этаже составила внушительные 1,8 м. Собственно, высота здания ограничивалась именно толщиной стен - если строить выше, то стены на первых этажах получатся еще толще, а площадь помещений под аренду еще меньше. Из соображений рентабельности решили остановится на 17 этажах.

Южная часть, строившаяся всего через пару лет, уже поддерживалась изнутри полноценным стальным каркасом из колонн и балок. Каркас принял на себя нагрузки и позволил заметно уменьшить толщину стен:


В итоге южная половина здания была построена быстрее, была на 15% дешевле, весила на 15% меньше и имеет на 15% больше арендуемого пространства, чем северная.

***
Впрочем, снижение массы не спасло здание от значительного проседания в чикагской глине. Монаднок-билдинг стоит на таких опорах:


По расчетам, дом после постройки должен был осесть на 8 дюймов (200 мм), но уже к 1905 году эта величина была превышена, а к 1948 году достигла всех 20 дюймов (51 см); в итоге на 1 этаж с улицы теперь приходится спускаться (убедиться на Google Street View).

***
Помимо прочего, Монаднок-билдинг был первым зданием в Чикаго, подключенным к электросети, и одним из первых в мире, где применили огнезащитную изоляцию несущих стальных конструкций (облицовку полыми терракотовыми плитками).
Наконец, здесь чуть ли впервые в строительстве применили алюминий - для лестниц:


links 1, 2, 3, 4
Tags: история, материалы, пожарные дела, строительство, технологии
Subscribe
promo engineering_ru июль 14, 2015 09:37 64
Buy for 200 tokens
Дорога пересекает долины в сотни футов глубиной по мостам в виде грубо сколоченных эстакад, которые скрипят и стонут под весом поезда. Едва ли можно найти что-либо более небезопасное, чем эти сооружения, и после того, как удавалось миновать их целым и невредимым, у меня всегда вырывался вздох…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments